КосмонавтикаНовости

Джеймс Уэбб и Хаббл объединились, чтобы сфотографировать столкновение DART

Изображения Хаббла слева и Уэбба справа показывают наблюдения Диморфоса до и после того, как зонд НАСА DART врезался в астероид. Данные Хаббла получены с WFC3 с фильтром WFC3/UVIS F350LP (присвоен синий цвет), в то время как Уэбб наблюдал на F070W (0,7 мкм, присвоен красный цвет) с NIRCam.

Впервые "Джеймс Уэбб" и "Хаббл" одновременно наблюдали одну и ту же цель: астероид Диморфос до и после падения зонда НАСА DART в ходе первого в истории испытания планетарной защиты.

Впервые в истории "Джеймс Уэбб" и "Хаббл" одновременно наблюдали за одним и тем же небесным объектом. Это астероид Диморфос, на который зонд НАСА DART (Double Asteroid Redirection Test) намеренно упал в ночь с 26 на 27 сентября в качестве первого в мире испытания планетарной защиты.

Совместные наблюдения "Уэбба" и "Хаббла" позволят ученым изучить природу поверхности Диморфоса, определить, сколько материала было выброшено в результате столкновения и как быстро это произошло. Данные двух космических телескопов, которые охватывают ультрафиолетовый, видимый, ближний и средний инфракрасный диапазон длин волн, дадут важные подсказки о распределении обломков, образовавшихся после столкновения. Это поможет исследователям понять, насколько эффективным может быть такой кинетический удар для изменения орбиты астероида.

Уэбб: место столкновения до и после аварии

Уэбб наблюдал область Диморфоса, где ожидалось столкновение зонда DART, до того, как произошло столкновение. Затем телескоп продолжил несколько наблюдений в последующие часы. На снимках, сделанных камерой ближнего инфракрасного диапазона (NIRCam), видно плотное, компактное ядро, а шлейфы материала выглядят как нити, отходящие от центральной точки, где произошло столкновение.

Из-за скорости перемещения астероида по небу команда Уэбба работала несколько недель, чтобы включить и протестировать метод слежения с помощью Уэбба. Это предполагает отслеживание очень маленьких небесных тел, движущихся более чем в три раза быстрее, чем предельная скорость, установленная для JWST. Однако в итоге крупнейший космический телескоп, когда-либо построенный человеком, сделал это: в общей сложности он сделал 10 снимков в течение 5 часов.

В ближайшие месяцы астероид Диморфос также будет наблюдаться с помощью спектрографа среднего инфракрасного диапазона (MIRI) и спектрографа ближнего инфракрасного диапазона (NIRSpec). Спектроскопические данные дадут информацию о химическом составе астероида.

Изображение, полученное прибором NIRCam (камера ближнего инфракрасного диапазона) космического аппарата "Джеймс Уэбб", показывает Диморфос примерно через четыре часа после столкновения с зондом DART. Видны плотное, компактное ядро и шлейфы материала, которые выглядят как нити, уходящие от центра столкновения. Выделяются восемь характерных дифракционных пиков Уэбба - артефакт структуры телескопа.

Хаббл: расширение облака обломков

Хаббл также смог наблюдать астероид до столкновения, а затем еще раз через 15 минут после того, как DART столкнулся с поверхностью Диморфоса. Изображения, полученные с помощью широкоугольной камеры 3 (WFC3), показывают крушение в видимом свете. Всего в настоящее время доступно 45 изображений.

Обломки, выброшенные при столкновении, выглядят как лучи, исходящие из тела астероида. Некоторые из них кажутся слегка изогнутыми, но астрономам необходимо присмотреться повнимательнее, чтобы определить, что это может означать. По данным "Хаббла", астрономы оценили, что яркость Дидимоса, главного из пары астероидов, к которым направлялся DART, увеличилась в три раза после столкновения. Особенно любопытен тот факт, что яркость оставалась стабильной даже через восемь часов после удара.

В течение следующих трех недель "Хаббл" еще десять раз нацелится на Диморфос. Эти регулярные и относительно длительные наблюдения, проводимые по мере расширения и исчезновения выброшенного облака, позволят составить более полную картину расширения облака от выброса до исчезновения.

Изображения космического телескопа Хаббла, сделанные через 22 минуты, 5 часов и 8,2 часа после крушения DART на Диморфосе. Выбросы обломков, образовавшиеся после удара, очевидны, они выглядят как лучи, исходящие от тела астероида. Наблюдения проводились с фильтром WFC3/UVIS F350LP, которому был присвоен синий цвет.

Будущая миссия ЕКА "Hera"

Миссия ЕКА Hera, запуск которой запланирован на октябрь 2024 года, проведет детальное исследование астероида Диморфос после столкновения. Программа "Hera" превратит масштабный эксперимент в хорошо понятную и воспроизводимую технику планетарной защиты, которая в один прекрасный день может быть реализована в реальных условиях.

Миссия НАСА DART и Hera ЕКА являются хорошими примерами того, чего может достичь международное сотрудничество. Как и "Уэбб" и "Хаббл", эти две миссии поддерживаются разными командами ученых и астрономов, которые, работая вместе, смогут помочь нам распутать ткань космоса вблизи и вдали, как никогда раньше.