Планетология

«Дыра» на Марсе, о которой пишут в прессе, может иметь решающее значение для исследования планеты

Таинственная дыра на склоне древнего вулкана на Марсе недавно вызвала ажиотаж из-за того, что она может показать под поверхностью Красной планеты.

Прежде всего, яма размером всего в несколько метров была запечатлена 15 августа 2022 года аппаратом НАСА Mars Reconnaissance Orbiter, который в это время находился на высоте около 256 километров над марсианской поверхностью. Эта дыра в земле не одинока. Она одна из многих, обнаруженных на флангах трио крупных вулканов в районе Фарсида на Марсе. Эта конкретная яма находится в лавовом потоке на потухшем вулкане Гора Арсия и, судя по всему, представляет собой вертикальную шахту. В связи с этим возникает вопрос: Является ли она просто узкой ямой или ведет в гораздо более крупную и примечательную пещеру? А может быть, это действительно глубокая лавовая труба, образовавшаяся под землей давным-давно, когда вулкан был еще активен?

Есть несколько причин, по которым ямы и пещеры на Марсе представляют интерес. Например, они могут послужить убежищем для космонавтов в будущем. Поскольку у Марса тонкая атмосфера и отсутствует глобальное магнитное поле, он не может защитить себя от космической радиации так, как это делает Земля. Поэтому радиационное облучение на марсианской поверхности в среднем в 40-50 раз выше, чем на Земле.

Другой интересный аспект этих ям заключается в том, что они могут не только служить убежищем для космонавтов, но и представлять астробиологический интерес в том смысле, что они могли быть убежищем для марсианской жизни в прошлом — возможно, даже сегодня, если микробная жизнь там действительно существует.

Наличие этих так называемых дыр на флангах вулканов — большая подсказка, что они, вероятно, связаны с вулканической активностью на Марсе. По каналам лава может стекать от вулкана под землю; когда вулкан потухает, канал опустошается. После этого остается длинная подземная труба. Такие трубы мы видим не только на Марсе, но и на Луне и на Земле.

Иногда, если кора достаточно тонкая, потолок этих трубок обрушивается. Если обрушение происходит по всей длине трубки, то образуется так называемая рилла — длинная впадина, часто встречающаяся на Луне и иногда в других районах Марса. Если же потолок трубы обрушивается лишь на небольших участках, то образуются ямы, подобные тем, что изображены на Гора Арсия. Планетологи также видели цепочки ям на флангах марсианских вулканов, которые представляют собой линейные участки множества ям, как бы повторяющие длину лавовой трубы.