Антропология

Древнейшие известные человеческие вирусы обнаружены у неандертальцев

Из останков неандертальцев, датируемых более чем 50 000 лет назад, были выделены генетические последовательности трех распространенных вирусов, которые и сегодня продолжают опустошать человечество. По мнению некоторых экспертов, вполне возможно, что эти ДНК-вирусы, вызывающие стойкие инфекции, сыграли более или менее важную роль в вымирании этого вида.

Как можно объяснить исчезновение неандертальцев?

За время своего существования неандертальцы развили сложную культуру. Они изготавливали каменные орудия, заботливо хоронили своих мертвых и приспосабливали свои методы охоты и выживания к меняющейся окружающей среде. К несчастью, для них, этого оказалось недостаточно. В то время как первые современные люди процветали и колонизировали новые территории, неандертальцы вымерли около 40 000 лет назад, оставив после себя загадочные вопросы о причинах своего исчезновения.

На протяжении десятилетий исследователи строили догадки о том, что могло послужить причиной исчезновения неандертальцев. Выдвигались самые разные теории — от конкуренции с ранними современными людьми до резкого изменения климата. В последнее время исследователи обратили внимание на других потенциальных виновников: постоянные инфекции, вызванные вирусами.

ДНК-вирусы способны пожизненно сохранять латентность и вызывать стойкие инфекции у своих хозяев. Поэтому исследователи попытались найти следы этих патогенов в геномах неандертальцев, чтобы проверить, могли ли эти инфекции способствовать их вымиранию.

Секвенирование вирусов

Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи использовали данные генома неандертальцев, чтобы сопоставить результаты секвенирования с геномами трех типов ДНК-вирусов: аденовируса, герпесвируса и папилломавируса. Сопоставив эти данные, они смогли реконструировать древние вирусные геномы и выявить как сохранившиеся сегменты, так и вариабельные области по сравнению с современными вирусами.

Кроме того, исследователи обнаружили в данных секвенирования паттерны деаминирования древней ДНК, что позволило им оценить возраст образцов неандертальцев примерно в 50 000 лет. Скорость эволюции вирусов, рассчитанная на основе этих данных, также соответствовала современным оценкам, что усиливает надежность полученных результатов.

В конечном итоге эти результаты указывают на то, что неандертальцы действительно были инфицированы вирусами, схожими с теми, что существуют и сегодня, даже если они демонстрируют значительные вариации в своем вирусном геноме.

Конечно, это не означает, что только вирусы могли стать причиной вымирания неандертальцев, как отмечают авторы статьи. Тем не менее это придает хотя бы некоторый вес теории некоторых ученых о том, что эти патогены могли сыграть определенную роль.

Исследование доступно в предварительной публикации на сайте bioRxiv.