АстрономияКосмонавтика

Для изучения космоса будет развернут гигантский стратосферный шар

НАСА развернет в стратосфере воздушный шар шириной 150 метров. Цель: наблюдать за процессом звездной обратной связи в инфракрасном диапазоне. Его запуск запланирован на декабрь 2023 года.

НАСА в настоящее время разрабатывает крупномасштабную миссию под названием ASTHROS (сокращение от Астрофизического стратосферного телескопа для наблюдений с высоким спектральным разрешением на субмиллиметровых длинах волн ). Идея: выпустить в стратосферу телескоп, специализирующийся на наблюдении неба через инфракрасные волны, невидимые с земли и для наших человеческих глаз.

Его запуск запланирован на декабрь 2023 года из Антарктиды, где он будет дрейфовать вместе с воздушными потоками над континентом.

«Рискованная» миссия

Чтобы выполнить свою миссию, ASTHROS должен будет достичь высоты 40 километров. Для сравнения, коммерческие авиалайнеры летают только на высоте около 10 километров. Однако это значительно ниже границы между атмосферой Земли и космосом, которая находится примерно в 100 километрах над уровнем моря.

Развертывание воздушных шаров дает НАСА уникальные преимущества над наземными или космическими миссиями. Эти миссии стоят дешевле и быстрее развиваются. Оба эти момента, в конечном счете, позволяют им идти на риск, позволяя инженерам испытывать различные технологии для будущих, гораздо более дорогостоящих космических полетов.

"Подобные миссии более рискованны, чем космические, но они приносят высокие результаты при скромных затратах", - говорит инженер JPL Жозе Силез. С помощью ASTHROS мы стремимся проводить астрофизические наблюдения, которые никогда раньше не предпринимались. Эта миссия проложит путь к будущим космическим полетам, испытав новые технологии и подготовив следующее поколение инженеров и ученых.

Запуск стратосферной обсерватории Terahertz II (STO-2), астрофизической миссии НАСА, из Антарктики в 2016 году. Эти полеты на воздушном шаре позволяют наблюдать за длинами волн света заблокирован земной атмосферой. Предоставлено: NASA / JPL-Caltech.

Целью этой миссии будет измерение движения и скорости газа вокруг новообразованных звезд. Будут изучены четыре основные цели, в том числе два звездных питомника, расположенных в Млечном Пути. Третьей целью станет галактика Мессье 83. TW Hydrae, молодая звезда, окруженная широким диском пыли и газа, станет четвертой.

Точнее, речь пойдет об измерении присутствия двух конкретных типов ионов азота (у атомов лишены электронов). Эти ионы азота могут выявить области, где массивные звездные ветры и взрывы сверхновых изменили газовые облака в этих областях звездообразования.

В процессе, известном как звездная обратная связь , такие явления могут в течение миллионов лет рассеивать окружающий материал и предотвращать образование звезд. И наоборот, звездная обратная связь может также вызывать агрегацию материи, ускоряя звездообразование. Или, в случае TW Hydrae, образование планет.

Туманность Киля, находящаяся на расстоянии 8500 световых лет, станет одной из четырех целей телескопа.

Для выполнения своей миссии ASTHROS понадобится большой воздушный шар: при полном надувании гелием он должен быть около 150 метров в ширину. Гондола под шаром будет нести различные инструменты. Во время полета ученые смогут управлять телескопом и загружать данные в режиме реального времени.

После завершения миссии операторы отправят команды на завершение полета, чтобы отделить гондолу от воздушного шара. Затем будет развернут парашют, чтобы она плавно приземлилась. После этого телескоп можно извлечь и переоборудовать, чтобы он снова мог летать.