Здоровье и медицина

Диабет: многообещающий препарат для лечения диабета 1 типа

Ученые из Йельского университета разработали новый многообещающий препарат для лечения диабета 1 типа, который не только помогает регулировать уровень сахара в крови, но и способен восстанавливать функцию поджелудочной железы и восстанавливать "нормальную" иммунную функцию в среде поджелудочной железы. Успешно испытанный на мышах, этот препарат может произвести революцию в лечении диабета, а его "способ действия" становится многообещающим новым подходом к лечению других аутоиммунных заболеваний.

Сахарный диабет 1 типа - это аутоиммунное заболевание, вызванное нарушением работы Т-клеток, которые идентифицируют бета-клетки поджелудочной железы - синтезирующие и выделяющие инсулин - как чужеродные для организма и поэтому уничтожают их. Таким образом, заболевание характеризуется недостаточной выработкой или отсутствием выработки инсулина, что приводит к длительному повышению концентрации глюкозы в крови (так называемой гипергликемии) - в норме инсулин преобразует глюкозу в энергию.

На диабет 1 типа приходится около 10% случаев диабета во всем мире. Лечение основано на введении экзогенного инсулина в виде подкожных инъекций несколько раз в день. Препарат, разработанный исследователями из Йельского университета, не только более удобен (поскольку его можно принимать перорально), но и способен обратить вспять воспалительные эффекты заболевания. "Это двухсторонний подход. Он способствует нормальному метаболизму и исправляет долгосрочные иммунные дефекты", — объясняет Тарек Фахми, доцент кафедры биомедицинской инженерии и иммунобиологии, возглавлявший исследование.

Новый подход к пероральному введению инсулина

Для людей с диабетом проглатывание таблетки инсулина было бы гораздо более удобной и менее инвазивной процедурой, чем ежедневные инъекции. Проблема в том, что в такой форме инсулин обязательно разрушается в желудочно-кишечном тракте, прежде чем попадает в кровь, где он должен регулировать уровень глюкозы. Поэтому многие ученые пытаются разработать метод, который позволил бы инсулину противостоять кислому желудочному соку желудка - с целью улучшения его кишечного всасывания и повышения его биодоступности в крови.

Команда Массачусетского технологического института, например, разработала капсулу с микроиглой, которая вводит инсулин в кровь через слизистую оболочку желудка. Исследователи из Ниагарского университета в США разработали новый метод инкапсуляции на основе запатентованных частиц, известных как холестосомы; эти липидные молекулы, неуязвимые для кислот желудка, используются для изготовления везикул, содержащих инсулин. Другие ученые из Нью-Йоркского университета в Абу-Даби разработали "умные" наночастицы: попадая в кровь, эти наночастицы, содержащие инсулин, автоматически отслеживают уровень инсулина в организме пациента и выделяют гормон только тогда, когда это необходимо.

Полимеризованная форма урсодезоксихолевой кислоты увеличивает ее способность связываться с рецепторами в клетках поджелудочной железы, помогая восстановить нормальный обмен веществ в краткосрочной перспективе и восстановить иммунную функцию в долгосрочной перспективе.

Команда профессора Фахми также разработала новый лекарственный "носитель" на основе наночастиц, которые защищают инсулин, доставляя его в поджелудочную железу, где он может высвободить свое ценное содержимое. Наночастицы сделаны из урсодезоксихолевой кислоты, желчной кислоты, естественно вырабатываемой в организме, которую исследователи полимеризовали. В своей более естественной форме, в виде мономера, она уже использовалась для изготовления лекарств, растворяющих желчные и печеночные камни. Однако в таком виде она не доказала своей эффективности в качестве средства лечения диабета.

Одна таблетка для двух эффектов

Полимеризовав эту кислоту, команде Фахми удалось повысить ее способность связываться с рецепторами на клетках поджелудочной железы, улучшая метаболические функции и, что самое главное, уменьшая количество нежелательных иммунных клеток, уничтожающих бета-клетки. Другими словами, инсулиновый "носитель" сам по себе обладает терапевтическими эффектами, которые помогают восстановить нормальный обмен веществ в краткосрочной перспективе и восстановить иммунную функцию в долгосрочной перспективе. "Мы лечим болезнь, сохраняя при этом уровень инсулина. […] Такой комбинированный подход делает эту систему многообещающим новым методом лечения аутоиммунных заболеваний в целом", — подчеркивает специалист.

Эти наночастицы, изготовленные из полимеризованной урсодезоксихолевой кислоты, восстанавливают уровень глюкозы в крови у мышей и свиней с диабетом типа 1. Они улучшают уровень инсулина у животных, уменьшают воспаление и восстанавливают метаболическую функцию. Команда также обнаружила, что инсулин, вводимый этими пероральными капсулами, действует примерно в семь раз быстрее, чем инсулин, вводимый при стандартной подкожной инъекции. Кроме того, инкапсуляция рапамицина (иммунодепрессанта) тем же методом отсрочила начало диабета у мышей с химически индуцированным воспалением поджелудочной железы, отмечают исследователи.

Результаты весьма многообещающие, но необходима дальнейшая работа, чтобы определить, воспроизводимы ли они на людях. Этот способ доставки лекарств имеет огромный потенциал не только при диабете, но и при других заболеваниях. "Я надеюсь, что этот метод будет использован для разработки срочных решений проблем, с которыми в настоящее время трудно справиться, когда речь идет об аутоиммунитете, раке, аллергии и инфекциях", — заключает исследователь.