Биология

Действительно ли пингвины Адели обладают "самосознанием"?

Трое исследователей обнаружили, что пингвины Адели могут обладать определенной степенью самосознания. В исследовании, опубликованном на сервере препринтов bioRxiv, команда описывает поведение этих антарктических птиц во время знаменитого зеркального теста.

Тест с зеркалом

В когнитивной этологии для оценки распознавания тела используется зеркальный тест, разработанный американцем Гордоном Г. Гэллапом.

Сначала испытуемым ставят метку в месте, которое они могут видеть только в зеркале (обычно на лбу). Вначале животные, как правило, реагируют социально, действуя так, как если бы это отражение было другим животным. Через некоторое время большинство из них уходят, а другие продолжают проявлять интерес к этому размышлению. Если испытуемый тратит больше времени на попытки прикоснуться к помеченной части тела перед зеркалом, чем когда она не помечена, то исследователи считают, что животное узнает свое отражение.

Впервые этот тест был использован и пройден в 1970-х годах на шимпанзе. С тех пор успешно использовались и другие виды, такие как орангутанги, бонобо, косатки, бутылконосые дельфины, азиатские слоны, свиньи, лошади, габонские серые попугаи, сороки и скат Манта.

В новом исследовании индийские ученые задались вопросом, могут ли пингвины Адели (Pygoscelis adeliae) также обладать самосознанием. Чтобы выяснить это, они отправились на остров Свеннер в Антарктиде.

Пингвин Адели внимательно рассматривает свое изображение в модифицированном зеркальном тесте.

Для этой работы команда провела четыре эксперимента. Первый заключался в том, что на землю ставили зеркала и наблюдали за пингвинами, случайно заглядывающими в них. Никакой реакции на это первое испытание не последовало.

Во втором эксперименте три пингвина Адели были помещены в картонную коробку с двумя зеркалами. Здесь исследователи заметили, что птицы проводили много времени, рассматривая свое отражение, что позволило им предположить, что они занимаются "исследованием самовосприятия". В третьем эксперименте другая группа была подвергнута аналогичному тесту, только на этот раз к зеркалу был прикреплен бумажный диск. Когда ее увидели, оказалось, что эта наклейка находится на пингвине, который на нее смотрит. В результате птицы выглядели гораздо более взволнованными, чем во втором эксперименте, и даже клевали бумажную наклейку, пытаясь ее удалить.

Последний эксперимент включал в себя надевание нагрудника на случайных пингвинов перед зеркалом. На этот раз ни одна из птиц не отреагировала.

Таким образом, исследователи согласны с тем, что эти результаты несколько неоднозначны, но отмечают, что в целом они свидетельствуют о том, что пингвины Адели продемонстрировали некоторую степень самосознания.