Здоровье и медицинаОбщие знания

Действительно ли мыло уничтожает вирусы? Если да, то как?

Мыло, благодаря своим химическим свойствам, например, амфипатичности, может разрушать клеточные мембраны бактерий и других патогенных клеток, а также оболочку многих вирусов.

Родители, врачи и даже реклама мыла советуют нам мыть руки с мылом после прихода домой и перед едой. Мытье рук с мылом является жизненно важной гигиенической практикой, особенно в сезон гриппа. Причина такой практики заключается в способности мыла "убивать" микробы.

Удивительно, что такая обыденная вещь, как мыло, может быть нашей лучшей защитой от самых смертоносных вирусов. Что же дает мылу способность защищать нас от микробов? И действительно ли они "убивают" вирус?

Что такое мыло?

С химической точки зрения мыло — это соли жирных кислот. Их получают путем гидролиза жиров и масел (триглицеридов) из природных источников с помощью раствора щелочи. Щелочь — это щелочь, полученная путем приготовления водного раствора каустической соды. Этот процесс известен как омыление. Этот процесс известен как омыление. pH мыла находится в диапазоне 9-10.

Все мыла, по сути, являются поверхностно-активными веществами (поверхностно-активными агентами) и состоят из амфифильных молекул. Это означает, что они состоят из двух частей: гидрофильной (любящей воду) головы и гидрофобного (ненавидящего воду) хвоста. Поверхностно-активные вещества — это специальные химические соединения, которые могут изменять поверхностное натяжение между различными фазами.

Карбоксилатная группа мыла образует полярную голову, которая притягивается к молекулам воды. В то же время неполярный хвост, содержащий алифатическую цепь, отталкивается от воды и имеет сродство к липидам и маслам. Этот двойной характер мыла позволяет ему растворять как полярные, так и неполярные молекулы.

Как работает мыло?

Чтобы понять, как мыло уничтожает микробов, необходимо сначала понять, как оно работает в обычных условиях. Исходя из этого, давайте рассмотрим, как мыло и моющие средства так эффективно отстирывают одежду.

Моющие средства легко удаляют грязь и жир с одежды благодаря действию амфифильных молекул. Когда вы смешиваете моющее средство с водой, полярная голова ориентируется на водную фазу. В то время как гидрофобный хвост, чтобы убежать от молекул воды, ориентируется на неполярные молекулы, такие как масла.

Механизм действия мыла и моющих средств

Гидрофобный хвост прикрепляется к пятнам грязи и масла, чтобы предотвратить контакт с водой. В то же время гидрофильная голова связывается с молекулой воды. Затем мыло вытягивает масло с поверхности, ориентируясь на круговую структуру вокруг частиц масла, называемую мицеллами. Эти мицеллы переносят молекулы масла на поверхность воды. Здесь мыльная пена задерживает грязь и масло, позволяя смыть их водой.

Однако какое отношение это имеет к вирусам?

Как мыло разрушает вирусы?

В некотором смысле, вирусы похожи на молекулы масла. Как, спросите вы? Ну, по сути, вирус - это генетический материал, завернутый в защитный слой, называемый оболочкой. Эти оболочки состоят из жиров или, говоря научным языком, липидных бислоев. Они также содержат очень важную часть вируса: белковые шипы. Эти белки-шипы цепляются за рецепторы, имеющиеся на клетках хозяина, что позволяет вирусу заражать их.

Типы вирусов в оболочке

К вирусам с липопротеиновой оболочкой относятся вирус Эбола, вирус гриппа H1N1, герпес и модный в настоящее время коронавирус, и это лишь некоторые из них.

Как и в случае с отстирыванием жирных пятен с одежды, молекулы мыла прикрепляются к вирусу и другим микробам. Когда вы моете руки водой с мылом, гидрофобный хвост мыла начинает искать место, где молекулы воды могли бы укрыться от вируса. Когда они находят вирус, молекулы мыла начинают окружать его. Гидрофобный хвост прилипает к стенке липидного бислоя вируса и вырывает его с заданной поверхности, например, с вашей кожи.

На этом дело не заканчивается. Гидрофобный хвост еще больше проникает в вирус, стремясь еще дальше уйти от воды. Подобно тому, как протыкают пузырь булавкой, хвост вскрывает внешнюю стенку вируса. Это раскалывает вирус на части, в результате чего его содержимое вытекает в мыльную воду. Остатки вируса смываются, когда вы моете руки.

Убивает ли мыло вирус?

Несмотря на то, что многие рекламные ролики утверждают, что мыло "убивает" микробы, технически это не так. Мыло просто разрывает вирус на части и удаляет его с поверхности.

Представьте себе, что мыло дает вирусу хорошее растирание. Настолько, что в конце вирус все равно технически остается, но только в виде кусочков, без клеточных стенок и белков шипов. Кроме того, если нет клеточной стенки, удерживающей содержимое вируса вместе, действительно ли это живой вирус?

Вопреки мнению многих, мыло гораздо эффективнее уничтожает микробы, чем дезинфицирующие средства на спиртовой основе. Не поймите только неправильно, дезинфицирующие средства действительно убивают вирусы и микробы, но они не могут смыть вирус. Вместо этого они оставляют на руках стерильную грязь и мертвые вирусы. Кроме того, поскольку они эффективны только на 99,9%, они также могут оставлять некоторые активные вирусы на вашей коже.

Дезинфицирующие средства для рук могут стать хорошей заменой мылу и воде. Однако, когда это возможно, для мытья рук следует использовать мыло и воду.