Общие знания

Действительно ли мы используем только 10% нашего мозга?


В поп-культуре есть несколько упоминаний мифа о том, что мы используем только 10 % нашего мозга, возможно, самое недавнее - в фильме "Люси". В этой истории показано путешествие главной героини, когда она учится приобретать новые навыки, используя "оставшиеся" 90% своего мозга!

Компании, продающие продукты, "повышающие работоспособность мозга", часто используют тот же миф, чтобы продать идею о том, что использование их продуктов может помочь клиентам "задействовать" этот неиспользованный потенциал мозга.

Благодаря такой популярности, этот миф продолжает существовать.

Что такое миф о 10% и почему он популярен?

Миф о 10% заключается в том, что средний человек использует лишь около 10% своего мозга или умственных способностей.

Популярный миф гласит, что люди не используют 100% своего мозга

Происхождение этого мифа трудно отследить из-за его широкого появления в популярной культуре, но, как обычно, этот миф возник на основе неверно истолкованных научных данных.

В 1890-х годах популярный американский психолог Уильям Джеймс на основе изучения "одаренного" ребенка знаменито заявил: "Мы используем лишь малую часть наших возможных умственных и физических ресурсов".

Это, якобы, породило идею о том, что мы используем лишь малую часть "мощности" нашего мозга, и такое заблуждение впоследствии использовалось в различных рекламных объявлениях и книгах.

Миф нашел свое отражение в индустрии саморазвития, о чем Уильям Джеймс написал в предисловии к книге Дейла Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей". Он писал: "Мы используем лишь малую часть наших физических и умственных ресурсов", что впоследствии было переиначено на произвольное число 10%.

Другим источником этого мифа стало исследование известного нейрохирурга Уайлдера Пенфилда.

Во время операции Пенфилд использовал электричество для стимуляции определенных участков мозга своих пациентов. Он заметил, что стимуляция определенных участков мозга приводила к определенным действиям. Например, стимуляция участка мозга, контролирующего левую руку, приводила к движению левой руки! Используя этот метод, он смог составить целую карту функций мозга, указав, какая область контролирует ту или иную часть нашего тела.

Эксперименты по стимуляции мозга с помощью электричества помогли создать карту его областей и функций.

Однако он также столкнулся с некоторыми "молчащими" участками мозга; их стимуляция электричеством не давала никакого эффекта. Это было истолковано как доказательство того, что не все области мозга функциональны и что некоторые части остаются "неиспользуемыми". Теперь мы знаем, что это не так, поскольку отсутствие реакции на стимуляцию не означает, что область не функционирует.

С течением времени в мозге были открыты новые типы клеток, но многие из них изначально считались нефункциональными. Например, на момент открытия "глиальные" клетки были названы так потому, что считалось, что они просто "клей", удерживающий нервную систему вместе. Отсутствие технологий привело к предположениям, недооценивающим важность многих таких клеток. Это закрепило идею о том, что не весь мозг является функциональным, и что только часть из них, вероятно, используется.

Развенчание мифа

С развитием технологий визуализации мозга стало ясно, что, хотя только часть мозга может быть активной в определенное время, все части мозга все равно функционируют.

Современные методы визуализации мозга, позволяющие визуализировать активность мозга, помогли развенчать миф о 10% -ном мозге.

Исследования пациентов, получивших травмы мозга, показывают, что даже незначительные повреждения могут привести к огромным нарушениям в нашем функционировании. Популярным примером этого является исследование, проведенное Полем Брока. Он изучал пациента, получившего травму лобной доли, после которой он мог произнести только одно слово - "Тан"!

Кроме того, известно, что мозг "подрезает" сам себя. Подобно тому, как садовник "подрезает" ненужные ветви куста, мозг, как известно, "подрезает" связи между клетками мозга, которые больше не выполняют никакой функции. Учитывая это, если бы миф был правдой, 90% нашего мозга было бы "обрезано" и выброшено!

Кроме того, маловероятно, что какая-либо неиспользуемая область мозга пережила бы процесс "эволюции". Наличие такой большой нефункциональной массы мозга было бы очень энергетически затратным, поскольку известно, что мозг потребляет колоссальные 20% всей нашей энергии. Таким образом, у нас нет оснований полагать, что лишь небольшая часть нашего мозга является функциональной.

Почему этот миф популярен?

Миф позволяет нам верить, что мы способны к "росту". Он обеспечивает оптимистическую точку зрения, предполагая, что все мы способны на великие дела и что каждый из нас имеет потенциал стать "Эйнштейном"!

Люди способны к огромному росту и обучению, хотя не все из нас могут стать Эйнштейнами.

Важно отметить, что развенчание этого мифа ни в коем случае не означает, что мы не можем научиться новым навыкам. В любой момент жизни можно выучить новый язык, научиться жонглировать или играть на каком-либо инструменте - и быть в этом очень хорошим. Это никак не зависит от наличия "неиспользуемых" областей в мозге! Мы более чем способны приобретать новые навыки, используя существующие и "использованные" ткани мозга.

Это доказывает тот факт, что люди изобрели множество навыков, таких как чтение и математика, только за последние несколько тысяч лет. Мозг не был предназначен для выполнения этих функций, но мы все способны к этим навыкам. Мозг может постоянно адаптировать имеющиеся ткани и повторно использовать их для новых навыков. Если бы это было не так, использование компьютера или смартфона было бы практически невозможным!

Следите за New-Science.ru на нашем канале Telegram, и на странице Вконтакте. Не пропустите ни одной нашей статьи и обновления, касающиеся аэрокосмической отрасли, науки и освоения космоса.
Подписывайтесь на нас
Back to top button