Космонавтика

D-Orbit UK и ЕКА подписывают контракт на разработку "Deorbit Kit" для спутников

Компания D-Orbit UK подписала контракт с ЕКА на разработку специального автономного комплекта "Deorbit Kit" на борту космических аппаратов всех размеров. Этот комплект позволит транспортным средствам, а также спутникам осуществлять контролируемый вход в атмосферу, что крайне важно в борьбе с проблемой космического мусора.

Компания D-Orbit UK подписала контракт с ЕКА на сумму 2,197 млн евро в рамках программы Европейского космического агентства по обеспечению космической безопасности. Целью контракта является разработка и демонстрация на орбите так называемого "Deorbit Kit". Это позволит космическим аппаратам любого размера совершать маневры пропульсивной деактивации и автономного схода с орбиты.

Упомянутый выше "набор для спуска с орбиты" - это не что иное, как комплект автономного оборудования, специально разработанный для космических аппаратов от самых маленьких до самых больших. Это позволит проводить маневры по отключению двигательной установки и операции по сведению с орбиты, когда срок эксплуатации аппарата подойдет к концу. Комплект также будет работать в случае сбоев или непредвиденных событий, в результате которых спутник останется на орбите в качестве космического мусора.

Особенность заключается в том, что эти маневры будут происходить даже при неуправляемых системах, в полностью автономном режиме. "Deorbit Kit" изначально будет установлен на адаптере полезной нагрузки, используемом на носителе Vega: VESPA (вторичный адаптер полезной нагрузки Vega). Подобные устройства обычно оставляют на орбите для поэтапного удаления, но они все равно вносят свой вклад в рост количества космического мусора. Комплект будет установлен перед запуском, а затем совершит манёвр входа в атмосферу над конкретным необитаемым районом. Разумеется, это будет сделано после того, как полезная нагрузка будет выпущена ракетой-носителем.

Deorbit Kit - это еще один шаг вперед в развитии экосистемы обслуживания и логистики на орбите итальянской компании, которая уже управляет транспортными услугами с помощью службы ION. Этот контракт также является еще одним важным признаком того, что ЕКА уделяет все больше и больше внимания проблеме космических отходов и мусора. В конце 2020 года ЕКА уже профинансировало первую миссию швейцарского Startup ClearSpace с целью всегда восстанавливать и удалять последнюю стадию вектора Vega.

Будущие применения

D-Orbit возглавит консорциум по разработке "набора для спуска с орбиты". Его поддержат Airbus Defence and Space, ArianeGroup, GMV Innovating Solutions и Optimal Structural Solution. И комплект, и ноу-хау, лежащие в основе разработки этого инновационного оборудования, будут очень полезны в будущем. Идея состоит в том, чтобы использовать их для концепции будущих миссий по удалению космического мусора. Для этого можно было бы использовать установку на орбите, непосредственно на спутниках, работа которых уже прекращена. Как говорит генеральный директор D-Orbit Лука Россеттини, первым продуктом компании, выпущенным некоторое время назад, была система деактивации. Сегодня мы отталкиваемся от этой точки, чтобы прийти к устройству, которое может заставить нас взглянуть на проблему космического мусора с большим оптимизмом.