Космонавтика

ClearSpace выполнит свою первую миссию по обслуживанию на орбите с помощью Vega-C

Проблема космического мусора сегодня хорошо известна, и международное космическое сообщество пытается максимально сдержать растущее количество космического мусора, вращающегося вокруг Земли. Одним из возможных решений этой проблемы может стать деятельность IOS (in orbit service). Между ремонтом, маневрами по удалению и заправкой спутников, многие американские (такие, как Momentus Space и Astroscale) и итальянские (такие, как D-orbit) компании работают над уменьшением этого растущего количества "мусора" на орбите Земли различными способами. Одна из них - швейцарская ClearSpace, которая объявила о запуске своей первой миссии с помощью Vega-C компании Avio.

Согласно данным, собранным рядом консалтинговых фирм, в ближайшем будущем на орбиту НОО (Низкая околоземная орбита) будет оказывать сильное влияние экспоненциальное количество спутников различного назначения: гражданских и военных, для наблюдения и мониторинга, а также для обеспечения безопасности. Эти спутники будут принадлежать правительствам, учреждениям и частным компаниям, а вскоре и частным гражданам.

Компании, специализирующиеся на такой "очистке" нашей низкой орбиты, в основном американские, но нет недостатка в инициативах и на старом континенте. Одна из них - швейцарская компания ClearSpace, которая в сотрудничестве с известной швейцарской часовой компанией Omega объявила, что в 2026 году отправит на орбиту первого в Европе робота-"уборщика" с помощью европейской ракеты Vega-C.

Миссия ClearSpace

Будет проведена операция по сведению с орбиты части адаптера вторичной полезной нагрузки VESPA (Vega Secondary Payload Adapter). Это элемент последней ступени ракеты-носителя Vega, которая была запущена в 2013 году и весит 112 кг и принадлежит ЕКА. Соглашение между Arianspace (компанией, которая занимается маркетингом запусков европейских ракет Ariane и Vega) и ClearSpace было официально подписано 9 мая.

Миссия Clear Space будет первой в своем роде: робот весом 700 кг захватит мусор и спустит его с околоземной орбиты. Это лишь один маленький шаг для нашей планеты, учитывая, что в настоящее время на орбите Земли вращается более 30 000 единиц мусора, который часто, но не всегда, идентифицируется и регулярно отслеживается во избежание возможных "космических аварий".

Миссия, которая стартует с помощью Vega-C с европейской стартовой базы в Куру, Французская Гвиана, во второй половине 2026 года, будет включать в себя вывод робота на низкую гелиосинхронную орбиту для активации и соответствующих функциональных испытаний, затем приближение к обломкам, захват их своими "когтями" и сведение с орбиты с помощью маневра входа в атмосферу, а также их последующее уничтожение.

Компания ClearSpace, родившаяся как стартап, к настоящему времени собрала почти 30 миллионов долларов, чтобы запустить миссию "clearspace-1", благодаря частным швейцарским инвесторам, таким как OTB Ventures, Swisscom Ventures и Luxembourg Future Fund (LFF), который уже планирует будущее присутствие швейцарской компании в Люксембурге.

По словам генерального директора ClearSpace Люка Пиге, на данный момент Clearspace собрала 130 миллионов долларов, чтобы иметь возможность оказывать дальнейшие услуги на орбите до 2028 года.