АстрономияКосмонавтика

Чтобы найти жизнь на Европе, нам придется копнуть немного глубже

Спутник Юпитера Европа и ее глобальный океан, вероятно, предлагают условия, пригодные для жизни... если только вы избегаете поверхности! Согласно недавнему исследованию, удары микрометеоритов и высокоэнергетическое излучение, ускоряемое Юпитером, фактически не позволят микробам процветать на глубине не менее тридцати сантиметров.

Как Марс или Энцелад, спутник Юпитера Европа является одним из наиболее предпочтительных объектов для экзобиологии. И не зря: данные свидетельствуют о наличии соленого подземного океана под шестнадцати-двадцати четырех километровой толщей льда, возможно, соприкасающегося с его каменистым ядром. Теоретически, такой синтез мог бы породить множество сложных химических реакций, которые могли бы привести к появлению и развитию жизни.

Наконец, Европа геологически активна, что позволяет периодически выбрасывать на поверхность водяной пар. Если микробная жизнь действительно существует на Европе, она может выйти на поверхность из этого погребенного океана. Но как глубоко нам придется копать, чтобы иметь хоть какой-то шанс найти ее?

Как и Луна, Европа подвергается сильному удару микрометеоритов и высокозаряженных частиц, захваченных и ускоренных мощным магнитным полем Юпитера. Предыдущие работы показали, что двадцати сантиметров льда может быть достаточно, чтобы защитить эти потенциальные биомолекулы от этой экстремальной среды. Однако новое исследование, опубликованное в журнале Nature Astronomy, несколько более пессимистично.

Европа поднимается над облаками Юпитера 28 февраля 2007 года.

В рамках этой работы Эмили Костелло и ее команда из Гавайского университета в Маноа смоделировали, как поверхность Европы нарушается в результате этих "атак" с неба. Согласно их расчетам, эта непрекращающаяся бомбардировка может значительно вздыбить верхние 30 сантиметров льда. Поэтому все, что может находиться в этом тридцатисантиметровом слое, скорее всего, будет вынесено на поверхность и подвергнется радиации.

"Химические биосигнатуры в областях, расположенных мельче этой зоны, могли подвергнуться разрушительному воздействию радиации", — заключает Эмили Костелло. "Если мы надеемся найти нетронутые химические биосигнатуры, нам нужно будет заглянуть ниже того места, где были нанесены удары".

Эта работа может представлять интерес для НАСА. Американское агентство подтвердило два года назад свое намерение исследовать этот спутник в рамках миссии Europa Clipper. Идея заключается в том, чтобы отправить зонд в систему Юпитера на четыре года, где он сможет совершить несколько десятков пролетов над Европой на низкой высоте. Эта работа позволит глубоко изучить его ледяную поверхность. Исследователи также смогут выбрать возможные места для более продвинутого проекта разведки.

Напомним, что полет миссии Europa Clipper должен состояться в 2024 году на борту частной ракеты. Зонд прибудет на место примерно через пять с половиной лет, между 2029 и 2030 годами.