Общие знания

Что такое выщелачивание пластика и почему это плохо?

Фото: chaiyapruek youprasert/Shutterstock

Выщелачивание — это когда химические вещества из пластика просачиваются в окружающую среду. Люди вступают в тесный контакт с этими химическими веществами через одноразовые тарелки или стаканчики, упаковку для пищевых продуктов и упаковку из картона.

Попробуйте представить себе жизнь без пластика. Это довольно трудно, не так ли? Оглянитесь вокруг и посмотрите, как много пластика в нашей жизни. Наша еда, вода, посылки, игрушки, одежда, спортивный инвентарь, электронные компоненты — все это сделано из пластика или упаковано в пластик. Большая часть средств индивидуальной защиты, таких как маски и щитки, которые мы вынуждены использовать в повседневной жизни, к сожалению, тоже пластиковые.

В школе вас учили, что пластик, каким бы полезным он ни был, вреден для окружающей среды и здоровья. Мы каждый день учимся использовать его экономно и сосредотачиваемся на инновационных способах его переработки.

Но почему пластик так вреден и почему он причиняет столько вреда?

Что такое пластмасса?

Пластмассы — это частично или полностью искусственные полимеры, которые отличаются легкостью, долговечностью и прочностью. Их можно формовать в различные формы в зависимости от их назначения. Существует множество видов пластмасс, которые изготавливаются из различных химических веществ. Только в пластиковой упаковке может содержаться около 4000 различных химических веществ.

Как они производятся?

Для производства пластмасс в качестве сырья используются органические мономеры и полимеры. Органические углеводороды, такие как целлюлоза, уголь, сырая нефть, подвергаются интенсивной переработке с использованием катализаторов. В зависимости от используемых материалов мы можем получить множество видов пластмасс, каждая из которых обладает своими уникальными свойствами. Для дальнейшего улучшения качества или внешнего вида добавляются другие добавки, такие как пластификаторы, антиоксиданты, термостабилизаторы и пигменты.

Иногда в процессе производства образуется множество нежелательных примесей или побочных продуктов реакции, которые в незначительных количествах проникают в конечный продукт. Эти вещества называются непреднамеренно добавленными веществами (NIAS).

Различные формы пластика. (Фото: Antonov Maxim/Shutterstock)

Химикаты, которые используются при производстве пластмасс, делают их вредными. К сожалению, те же химические вещества, которые делают пластик таким прочным и полезным, также представляют опасность для жизни. Именно здесь и возникает проблема выщелачивания пластика.

Что такое выщелачивание пластика?

Выщелачивание — это когда химические вещества из пластика просачиваются в окружающую среду. Сюда входят продукты питания, напитки или предметы, находящиеся внутри пластиковой упаковки, а также окружающая внешняя почва или вода. Люди вступают в тесный контакт с этими химическими веществами через одноразовые тарелки или стаканчики, пищевую упаковку и картонную подложку.

Эти пластиковые химикаты не имеют прочной связи с полимерной основой. Поэтому со временем эти химикаты отрываются и улетучиваются в окружающую среду. Такие факторы, как тепло, могут усилить выщелачивание. Это означает, что если вы разогреваете пищу в пластиковых контейнерах в микроволновой печи, то химические вещества будут выщелачиваться быстрее.

Пластиковый мусор позволяет этим химикатам просачиваться в окружающую среду. Химикаты, содержащиеся на пластиковых стаканчиках или упаковках от еды, которые вы иногда видите на земле, просачиваются в окружающую землю или воду. По мере того как все больше пластиковых отходов выбрасывается в окружающую среду, они со временем накапливаются и наносят вред окружающей среде.

Еще одна причина для беспокойства — микропластик. Это крошечные кусочки пластика размером менее полусантиметра, которые отламываются от пластиковых изделий. Эти крошечные кусочки пластика также содержат выщелачиваемые химические вещества. Некоторые из этих микропластиков могут быть шириной с прядь волос.

Одно из исследований показало, что около 90% нашей бутилированной воды может быть загрязнено микропластиком. Исследователи взяли 259 бутылок воды одиннадцати различных марок из девяти стран и обнаружили, что 93% из них были загрязнены микропластиком. Это происходит потому, что со временем микропластик из пластиковой бутылки попадает в воду, которую мы в итоге пьем. Такую воду пить вредно. Хранение бутылок с водой на солнце также ускоряет процесс вымывания пластика.

Почему выщелачивание пластика вредно?

Эти крошечные кусочки пластика наносят большой вред, учитывая их размер. Некоторые выщелачиваемые химические вещества, используемые в пластике, включают бисфенол А (BPA), полибромированные дифениловые эфиры (PBDE) и фталаты. Эти химические вещества называются эндокринными разрушителями (EDC). Попадая в наш организм, они нарушают гормональную систему.

Бисфенол А - распространенная добавка в банки с продуктами питания и напитками. Он просачивается в пищу, которую мы едим, и в результате попадает в наш организм. Кислоты ускоряют вымывание бисфенола А. Исследования показали, что в банках с томатным соусом бисфенол А содержится в большем количестве, поскольку кислотность соуса разрушает связи между бисфенолом А и банкой.

Бисфенол А и другие подобные химические вещества конкурируют с клеточными рецепторами внутри нашего организма, которые работают с молекулами гормонов. Это неправильное молекулярное взаимодействие влияет на сигнальные процессы в клетках и экспрессию генов. Эти гормональные нарушения могут привести к диабету, ожирению и даже раннему половому созреванию.

С течением времени и при большом количестве воздействия пластика эти микропластики и химические вещества накапливаются в нашем организме, что называется биоаккумуляцией.

Другой пример - бромированные антипирены (BFR). Это огнестойкие химикаты, которые наносятся на медицинские изделия для повышения их безопасности. BFR просочились в пищевую цепь и биоаккумулировались в организме людей. В результате было обнаружено, что у женщин BFR содержатся в грудном молоке, и это самый высокий показатель среди американских женщин. BFR, попадая в организм, также нарушают наши гормональные циклы.

Экологические последствия

К сожалению, поскольку пластик дешев и прост в производстве, много его уходит в отходы. На сегодняшний день произведены миллионы тонн пластика, большая часть которого была сожжена, выброшена на свалки или в море. Это приводит к загрязнению воздуха, земли и воды.

При сжигании токсичные химические вещества попадают в воздух, снижая его качество. Химикаты из пластмассы, выброшенной на сушу, просачиваются в почву или подземные водоемы. Это загрязняет землю, а растения поглощают эти химикаты и микропластик. Наполненные химикатами растения поедаются травоядными, которые, в свою очередь, поедаются плотоядными. Так микропластик медленно проникает на все уровни пищевой цепи.

Одной из самых страшных экологических опасностей является пластик, плавающий в море. Эти микропластик и химические вещества поглощаются морскими организмами, такими как рыба.

Фталаты, вредные химические вещества, о которых мы упоминали ранее, содержатся во многих видах пластика. И не только в пластмассе, они содержатся даже в парфюмерии и удобрениях. К сожалению, из-за своего широкого присутствия фталаты попадают и в водную среду. Фталаты биоаккумулируются в морских организмах и загрязняют нашу питьевую воду.

Почти половина населения Земли (4,3 миллиарда человек) употребляет рыбу. Они могут быть невероятно вкусными, но эти морские животные наполняются токсичными химикатами и микропластиком. Фталаты и другие химические вещества, связанные с пластиком, биоаккумулируются в рыбе, делая ее вредной для здоровья. Многие заболевания связаны с этими химическими веществами. Чрезмерное воздействие фталатов может вызвать мужское бесплодие.

Микропластик страшен еще и тем, что в нем могут обитать болезнетворные микроорганизмы. Благодаря стиральным машинам ушли в прошлое утомительные дни, когда мы стирали одежду вручную. Однако сточные воды содержат микропластик, который попадает в них с нашей одежды. В этом пластиковом мусоре могут обитать болезнетворные бактерии, такие как кишечная палочка.

Уже слишком поздно возвращаться назад и исправлять ущерб, нанесенный пластиком и вымываемыми им химическими веществами. Однако мы можем бороться с его распространением и уменьшить его воздействие. Успешной "зеленой" инициативой является использование биопластика. Биопластики изготавливаются из биоразлагаемых и возобновляемых органических источников, таких как пищевые отходы, целлюлоза, крахмал и т. д. Они не так прочны, как обычные пластмассы, но очень экологичны.

Одной из отличных стратегий борьбы с постоянно растущим присутствием пластика является использование бактерий, разлагающих пластик. Эти микроскопические помощники могут расщеплять пластик и пластиковый мусор, удаляя его из окружающей среды. Тем не менее исследования сосредоточены на улучшении скорости разложения пластика, поскольку, к сожалению, у нас есть много пластика, который нужно убрать.

В целом, когда дело доходит до пластика, помните три правила, которые вы, должно быть, усвоили в школе: сокращение, повторное использование и переработка!