АстрономияОбщие знания

Что такое световой год?

Световой год - это единица длины (не времени), используемая в астрономии. Он соответствует расстоянию, которое свет проходит в вакууме за один год. Эта единица используется для упрощения расчетов и лучшего понимания огромных расстояний между объектами во Вселенной.

Расстояния, преодолеваемые светом в космосе, гигантские. Они настолько велики, что не поддаются пониманию. Возьмем, к примеру, ближайшую к Солнцу звезду - Проксима Центавра. Если использовать только метрическую систему, которой мы пользуемся каждый день, то эта звезда находится на расстоянии около 38 000 000 000 000 000 километров. Трудно представить, что это значит на самом деле, тем более что другие звезды иногда находятся в миллиарды раз дальше этого расстояния. В таких условиях говорить в километрах бессмысленно. Именно здесь в игру вступают световые годы.

Термин «световой год» был впервые введен немецким ученым Фридрихом Бесселем в 1838 году, которому приписывают вычисление первого звездного параллакса. Это измерение, которое помогает определить расстояние звезды от Земли. Используя принципы тригонометрии, математик и астроном определили, что звезда 61 Лебедя находится на расстоянии, в 660 000 раз превышающем радиус орбиты Земли. По его расчетам, для того чтобы свет достиг от звезды до Земли, потребуется около десяти лет.

Позже астрономы приняли термин "световой год", который быстро стал стандартным способом определения расстояний между объектами во Вселенной.

Что такое световой год?

Как уже упоминалось в предисловии, это расстояние, которое свет проходит в вакууме за один год. Свет движется со скоростью около 300 000 километров в секунду, что составляет примерно 9 460 миллиардов километров за один год (или тридцать сантиметров за одну миллиардную долю секунды).

Еще одно преимущество использования светового года в качестве меры расстояния заключается в том, что он помогает определить возраст небесного объекта.

Представим, что звезда находится на расстоянии десяти световых лет от Земли. Ее свет, прежде чем попасть на нашу планету, пройдет путь со скоростью 300 000 километров в секунду в течение десяти лет. Поскольку эти фотоны были испущены десять лет назад, мы наблюдаем объект таким, каким он был в то время, а не таким, каким он является сегодня.

Аналогично, наше Солнце находится на расстоянии около восьми световых минут (около 150 миллионов километров). Если бы оно внезапно взорвалось, то мы не узнали бы об этом в течение восьми минут, потому что именно столько времени потребуется свету от взрыва, чтобы достичь Земли.