Здоровье и медицинаОбщие знания

Что такое коллективный иммунитет?

Иммунитет среди населения называется "коллективным иммунитетом". Это непрямой иммунитет, который люди в популяции имеют к инфекции, потому что многие уже невосприимчивы к ней.

На Земле прошло несколько тяжелых лет, и все ждут, когда закончится эта ужасная пандемия. Людям постоянно напоминают о необходимости носить маски, получить свою дозу вакцины, соблюдать социальную дистанцию, правильно питаться, заниматься спортом и следовать всем другим небольшим рекомендациям по здоровью и безопасности. Весь мир вместе переживает этот кризис и терпеливо ждет, когда COVID-19 перестанет быть пандемией. Одним из способов достижения этого является "коллективный иммунитет".

В какой-то степени это верно, но не все так просто. Давайте разберемся, почему.

Что означает "коллективный иммунитет"?

Давайте рассмотрим коллективный иммунитет на простом примере. Предположим, вы восприимчивы к небольшому болезнетворному микроорганизму (например, к бактериям) и сидите в маленьком классе с пятью другими учениками. Бактерия бродит вокруг, ища хозяев, чтобы заразить. Только заразив кого-то, она может расти, размножаться и затем распространяться, заражая других.

К счастью, для вас, четверо из пяти учеников невосприимчивы к бактерии. Это означает, что если бактерия попытается заразить их, их иммунная система атакует и убьет ее. Она не сможет развиваться и в конце концов погибнет, обеспечив безопасность вам и другим восприимчивым людям.

Иммунная система этих четырех людей не защищает вас от инфекции. Они являются здоровыми носителями, которые не дают бактерии расти внутри них и распространяться. Это снижает вероятность того, что бактерия успешно заразит кого-то и размножится, тем самым снижая ее общую заразность. Это и есть коллективный иммунитет! Он обеспечивает косвенную защиту, предотвращая вспышки заболеваний.

С другой стороны, в том классе, допустим, вместо четырех человек только один был невосприимчив к бактерии. Вероятность того, что бактерия сможет заразить восприимчивого человека, выше. Если это произойдет, бактерия сможет расти, размножаться и заражать других восприимчивых людей гораздо легче. Таким образом, риск заражения возрастает. Коллективный иммунитет работает только тогда, когда большинство населения невосприимчиво к инфекции.

Термин коллективный иммунитет был введен доктором Уилсоном в 1923 году. В то время он опубликовал статью о распространении бактериальной инфекции. Это была первая опубликованная статья, в которой упоминался "коллективный иммунитет".

Как формируется коллективный иммунитет?

Иммунитет к возбудителю может возникнуть естественным путем, а может быть приобретен искусственно. Разница заключается в том, как мы подвергаемся воздействию патогена.

Если вы подвергаетесь воздействию патогена из окружающей среды в ходе обычных событий, он вырабатывает естественный иммунитет. Чтобы понять, как естественным образом формируется коллективный иммунитет, нам нужно посмотреть на динамику заражения. Давайте рассмотрим немного более забавный пример.

Предположим, на город падает небольшой метеорит. К счастью, удар никому не причиняет вреда, но метеорит несет неизвестный и очень заразный космический микроб. Ни у кого нет к нему уже существующего иммунитета.

Новый микроб проникает в окружающую среду города, и начинается эпидемия. Вначале все восприимчивы к нему, и микроб легко заражает любого человека, с которым вступает в контакт. К счастью, для нас, этот новый микроб не убивает людей, а просто заставляет их чувствовать себя больными в течение нескольких дней. По мере того как новые инфицированные люди сталкиваются с более восприимчивыми людьми, возбудитель распространяется, и число зараженных резко возрастает.

В конце концов, люди начинают выздоравливать. Поскольку каждый человек в городе заболевает и выздоравливает, это означает, что восприимчивых людей становится на одного меньше. Наконец, наступает момент, когда большинство заразилось новой инфекцией и выздоровело. Эти люди приобрели естественный иммунитет и не смогут легко заболеть снова при повторной встрече с загадочным космическим микробом.

Это и есть порог коллективного иммунитета. Это количество людей в популяции, которые должны стать иммунными для достижения коллективного иммунитета.

Приобретенный иммунитет ориентирован на вакцинацию. Искусственное введение патогенов с помощью вакцин заставляет организм вступить в иммунный ответ.

Иногда позволить людям естественным образом заразиться болезнями — не самый лучший выбор. Многие микроорганизмы не так добры, как наш загадочный космический микроб, и могут вызывать болезни, несовместимые с жизнью, например, вирус полиомиелита или кори. Именно тогда работники здравоохранения проводят программы вакцинации для безопасной иммунизации населения. Вакцины помогают быстрее и безопаснее достичь порога коллективного иммунитета.

Однако это еще не все, так как коллективный иммунитет со временем может ослабнуть.

Как теряется коллективный иммунитет?

К сожалению, коллективный иммунитет не является постоянным, есть несколько причин, по которым население может его утратить.

Иногда иммунитет человека к какой-либо инфекции со временем ослабевает, как, например, в случае с коклюшем. Так иммунитет к коклюшу может сохраняться в течение 4-20 лет. После этого человек может снова стать восприимчивым. Другими словами, популяция может со временем потерять свой коллективный иммунитет, поскольку уровень их иммунитета падает ниже порогового значения.

Иногда иммунитет может быть пожизненным, но еще одна причина потери коллективного иммунитета — "круг жизни". Есть одна вещь, с которой должно столкнуться каждое живое существо – смерть. По мере того как иммунные люди умирают и рождаются восприимчивые новые жизни, иммунитет населения снижается.

Со временем даже патоген претерпевает мутации, увеличивая свой потенциал, чтобы обойти иммунную систему и стать более заразным.

Популяции могут внезапно или постепенно терять коллективный иммунитет.

Коллективный иммунитет теряется всеми этими способами. Однако вакцины помогают бороться с этим. Программы вакцинации, например, против полиомиелита или краснухи, помогают поддерживать порог коллективного иммунитета.

Коллективный иммунитет жизненно важен для борьбы с инфекционными заболеваниями. У нас нет 100% эффективных профилактических мер, поэтому получение коллективного иммунитета обеспечивает дополнительный защитный слой для восприимчивых людей.

При этом важно отметить, что коллективный иммунитет не является надежным средством защиты. Он предотвращает вспышки заболеваний и снижает вероятность контакта восприимчивых людей с патогеном. Однако он не сводит риск к нулю.

Более того, чтобы коллективный иммунитет проявил себя наилучшим образом, иммунитет должен быть равномерно распределен среди населения. Например, возьмем такой густонаселенный город как Москва. Если только небольшая часть города имеет 100% иммунитет, а остальные нет, это не очень поможет. Порог коллективного иммунитета требует, чтобы иммунитет был распределен случайно и почти равномерно.

Как мы убедились на примере пандемии, простое ожидание коллективного иммунитета не будет безболезненным или легким. На это могут уйти годы, и даже после достижения коллективного иммунитета мы можем оказаться не защищенными. Вот почему мы должны делать все возможное для его поддержания!