Общие знанияПсихология

Что такое эффект Струпа?

Когда мозг сталкивается с двумя неконгруэнтными свойствами стимула, происходит задержка в его когнитивной обработке. Это называется эффектом Струпа.

Наш мозг постоянно имеет дело с поступающей информацией от органов чувств, обрабатывает эту информацию и помогает нам понять смысл окружающего мира. Мозг получает различные потоки информации одновременно от одних и тех же или разных органов чувств.

Например, если вы лежите на кровати, слушаете музыку и попиваете горячий чай поздно вечером, ваш мозг одновременно получает информацию от (1) уха о музыке (2) языка о чае и (3) кожи и тела о кровати, температуре в комнате и т. д. Однако редко мы сталкиваемся с трудностями, связанными с такой одновременной обработкой информации мозгом.

А что если мозг получает два стимула с противоречивой информацией? Что делает мозг?

В редких случаях, когда оба стимула конкурируют за наше внимание, мозг может "глючить". Здесь мы рассмотрим этот тип "сбоя" мозга, широко известный в психологии как "эффект Струпа".

Избирательное внимание

Во многих отношениях внимание можно считать предпочтительной валютой мозга. Среди одновременного и постоянного притока информации от наших органов чувств мозг должен выбирать, на что направить внимание. Вот почему в приведенном выше примере вы можете не обращать внимания на то, как ощущается ваша кровать, когда вы лежите, в то время как играет ваша любимая песня. Этот процесс, когда ваш мозг решает, на какой стимул обратить внимание, и подавляет информацию от других отвлекающих стимулов, называется селективным вниманием.

Давайте посмотрим на демонстрацию способности нашего мозга к избирательному вниманию. Посмотрите это видео и попробуйте сосчитать, сколько раз игроки в белой форме передают мяч.

Даже если вы правильно ответили на вопрос (15), многие ли из вас заметили гориллу, случайно проходящую мимо игроков?!

Это прекрасный пример того, насколько пристальным может быть ваше внимание, когда вы выбираете, на что обратить внимание. Как только выбранный стимул - игроки в белом, отвлекающий фактор (горилла) не имеет никакого значения для вашего мозга, и, следовательно, вы практически слепы к нему!

Но у избирательного внимания есть свои недостатки, и эффект Струпа - хороший пример, демонстрирующий это.

Избирательное внимание помогает мозгу выбрать цель и игнорировать отвлекающие факторы. Но что происходит, когда два стимула содержат противоречивую информацию и конкурируют за избирательное внимание? Какой стимул выберет мозг?

Джон Ридли Струп обнаружил этот любопытный эффект во время проведения экспериментов, в которых он изучал участников, устно называющих цветные слова, написанные разными цветными чернилами, и выяснял, может ли обучение улучшить их ответы. Он провел три серии экспериментов. В них участники (1) называли цветные слова, написанные черными чернилами (2) называли цветные слова, написанные разными цветами (3) участники называли цвет квадратов, которые им показывали.

Например, в первом эксперименте участники должны были прочитать слово "красный", написанное черными чернилами. Этот случай называется "нейтральным" условием. Во втором эксперименте они должны были прочитать "красный", написанный зелеными чернилами (неконгруэнтное условие) или "красный", написанный красными чернилами (конгруэнтное условие). Струп отметил, что во втором эксперименте участникам потребовалось значительно больше времени, чтобы произнести "красный" в условиях неконгруэнтности, когда названия цветов и цвет чернил не совпадали. Эта задержка во времени ответа участников в "неконгруэнтных" условиях по сравнению с "конгруэнтными" условиями называется эффектом Струпа.

Струп предположил, что эта задержка в назывании происходит потому, что чтение цветового слова происходит более автоматически, чем называние цвета. Поэтому участникам трудно подавить смысл цветового слова "красный", и в итоге они читают его вслух вместо того, чтобы назвать цвет чернил. Другими словами, в данном случае селективное внимание выбирает процесс чтения, а не восприятие цвета. В итоге чтение "вмешивается" в нашу способность называть цвета.

Интересно, что у двуязычных людей, читающих на двух языках, эффект Струпа при тестировании проявляется на обоих языках. Степень выраженности эффекта Струпа часто зависит от уровня владения языком: чем лучше они владеют языком, тем сильнее эффект Струпа.

Применение и вариации

Тест Струпа широко используется в психологии как тест на избирательное внимание и для проверки когнитивных функций у пациентов с повреждениями или расстройствами мозга.

Существует также несколько вариаций классического теста Струпа. В "эмоциональном" тесте Струпа слова, вызывающие сильные эмоции, или нейтральные слова изображаются чернилами разного цвета. Участники демонстрируют задержку в назывании цвета чернил для слов, вызывающих эмоциональную реакцию, по сравнению с нейтральными словами. В "числовом тесте Струпа" участников просят сравнить числа, набранные шрифтом, несоответствующим их числовому значению. Например, на вопрос "3 больше 5?" участникам требуется больше времени, чтобы ответить, когда 3 показано большим по размеру, чем 5, а не наоборот.

Независимо от вариаций, все тесты Струпа имеют дело с двумя несопоставимыми свойствами стимула и возникающей задержкой в его когнитивной обработке мозгом. В конце концов, более автоматический процесс из двух получает доступ к селективному вниманию и обрабатывается, а другой игнорируется.

Заключение

Способность к избирательному вниманию помогает мозгу выбирать, на какой стимул обратить внимание, а какой проигнорировать среди постоянного потока поступающих стимулов. Когда мозг сталкивается с неконгруэнтной информацией от стимулов, селективное внимание направляется на более автоматический и легкий процесс. Эффект Струпа является простой демонстрацией этого аспекта избирательного внимания.

Хотя эффект Струпа выглядит как забавный трюк, он очень полезен при измерении наших когнитивных способностей и работы мозга, а также в клинических условиях, когда изучаются нарушения работы мозга. Этот любопытный "сбой" в работе нашего мозга очень показателен!

Подписывайтесь на нас
Back to top button