Астрофизика

Что это за таинственная "полость", обнаруженная в Млечном Пути?

Недавно астрономы обнаружили в галактике Млечный Путь огромную полость, образовавшуюся в результате взрыва умирающей звезды несколько миллионов лет назад, вокруг которой рождаются новые звезды. Эта работа, опубликованная в журнале The Astrophysical Journal Letters, помогает пролить свет на роль сверхновых в процессе звездообразования.

"Полость" диаметром 500 световых лет

Один из главных вопросов в области звездообразования - как молекулярные облака (звездообразующие скопления газа и пыли) формируются из диффузной межзвездной среды. Последние достижения в области трехмерного картирования пыли революционизируют наши представления о структуре межзвездной среды. В одном из исследований группа специалистов использовала спутник Gaia Европейского космического агентства для трехмерного картирования известных молекулярных облаков Персея и Тельца, обнаружив огромный разрыв между этими двумя структурами, который ранее был неуловим на предыдущих двухмерных картах этого региона.

"Мы могли видеть эти облака в течение десятилетий, но никогда не знали их истинной формы, глубины или толщины. Мы также не знали, насколько далеко находятся облака", — говорит Кэтрин Цукер, соавтор исследования. "Теперь мы знаем, где они находятся, с погрешностью всего в 1%, что позволяет нам различить пустоту между ними".

Согласно исследованию, ширина этой пузыреобразной "полости" составляет около 500 световых лет. "Сотни звезд формируются или уже существуют на поверхности этого гигантского пузыря", — говорит Шмуэль Биали из Института теории и вычислений (ITC) при Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики.

Увеличенный вид полости (слева) показывает молекулярные облака Персея и Тельца в синем и красном цветах. Новые 3D-изображения этих облаков показывают, что они граничат с полостью и находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Считается, что эти скопления газа и пыли образовались одновременно из одной и той же сверхновой (взрыв звезды в конце ее жизни) около десяти миллионов лет назад. В частности, оба облака образовались в результате одной и той же ударной волны, демонстрируя мощное воздействие таких звездных взрывов.

По словам команды, это новое открытие может пролить свет на то, как сверхновые порождают звездообразование в Млечном Пути. "У нас есть две теории: либо сверхновая звезда зародилась в сердце этого пузыря и вытолкнула газ наружу, образовав то, что мы сейчас называем "сверхоболочкой Персея-Тельца", либо серия сверхновых, происходивших в течение миллионов лет, создала ее со временем", — продолжил ученый. "В любом случае, это показывает, что когда звезда умирает, ее сверхновая порождает цепь событий, которые в конечном итоге могут привести к рождению новых звезд".