Космонавтика

Что если мы посетим Венеру, прежде чем отправимся на Марс?

Несмотря на адские условия, группа ученых предлагает отправить экипаж на Венеру, прежде чем рассматривать возможность пилотируемой миссии на Марс. Почему мы должны сосредоточить наши усилия на древнем двойнике Земли? И действительно ли это хорошая идея?

На Венере все пошло не так. То, что когда-то выглядело как Земля, несколько миллиардов лет назад превратилось в настоящий ад. Средняя температура поверхности сейчас колеблется около 462 °C под облаками серной кислоты, а атмосферное давление в 92 раза выше, чем на Земле. Тем не менее планета остается прекрасным объектом для изучения.

Конечно, добраться туда - это настоящий вызов. Советский Союз пытался это сделать в прошлом. Советский Союз пытался посадить на поверхность несколько космических аппаратов, но ни один из них не продержался более нескольких минут, передав лишь ограниченное количество данных и несколько фотографий.

Поэтому Венера может показаться не самым привлекательным местом для исследования человеком. Однако команда под руководством доктора Ноама Изенберга из Лаборатории прикладной физики Университета Джонса-Хопкинса выступает за то, чтобы именно эта адская планета, а не Марс, стала первоначальной целью пилотируемой миссии на другую планету. Исследователи представили свою идею на Международном астронавтическом конгрессе (МАК) в Париже на прошлой неделе.

Естественно, идея заключается не в том, чтобы высадиться на поверхность, а в том, чтобы остаться на орбите, под надежной защитой космического корабля во время пролета.

Действительно ли это хорошая идея?

Венера находится гораздо ближе, что делает возможным полет туда и обратно чуть более чем за год, по сравнению с потенциально трехлетним путешествием на Марс. Пролет будет также ценен с научной точки зрения и может предоставить космическим агентствам ценный опыт работы в дальнем космосе в рамках подготовки к возможной миссии на Марс.

Два года назад эта же команда уже выступала за то, чтобы сначала побывать на Венере, прежде чем стремиться к Красной планете. Их идея заключалась в том, чтобы использовать гравитационное притяжение планеты для набора скорости. Такая помощь неизбежно увеличит время поездки, но значительно сократит количество энергии, необходимой для поездки. В пилотируемой миссии этот вариант может сэкономить место для перевозки большего количества полезной нагрузки или космонавтов.

Однако не всех эта концепция убедила. "Это действительно не самое лучшее место. Это адская среда, и тепловые проблемы для человеческой миссии будут весьма значительными", — сказал профессор Эндрю Коутс с кафедры космической физики Калифорнийского университета. "Венера остается прекрасным местом для научных исследований, но пролет человека не добавит многого к нашим знаниям".

Тем более, что Венера скоро будет посещена. Четыре роботизированные миссии уже находятся в разработке. Мы знаем, что НАСА, ЕКА и Китай планируют посетить Венеру для изучения ее атмосферы. Новозеландская компания Rocket Lab также подтвердила свое намерение самостоятельно профинансировать разработку и запуск небольшого зонда в 2023 году.