НовостиТехнологииЦифровые технологии

China Telecom запускает телефонные звонки с квантовым шифрованием для смартфонов

China Telecom, один из трех государственных телекоммуникационных гигантов страны, объявил о новой пилотной программе, позволяющей пользователям смартфонов совершать телефонные звонки, защищенные квантовым шифрованием.

С помощью специальной SIM-карты и приложения некоторые пользователи смартфонов China Telecom в провинции Аньхой могут совершать телефонные звонки, защищенные квантовым шифрованием. Гонка за разработку квантовой технологии может угрожать традиционному шифрованию и привести к новым, более безопасным формам криптографии.

На прошлой неделе компания объявила, что некоторые пользователи China Telecom, одной из трех государственных телекоммуникационных компаний страны, теперь могут совершать телефонные звонки с квантовым шифрованием с помощью специальной SIM-карты и приложения для смартфонов.

Это последний шаг Китая, демонстрирующий приверженность страны ко всем вопросам квантовых вычислений - области, которая, как и искусственный интеллект и 5G, стала часть продолжающейся американо-китайской технологической войны.

Услуга была запущена в качестве пилотной программы в провинции Аньхой, где China Telecom заявила, что набирает «дружественных клиентов». Чтобы получить новую функцию, пользователи должны посетить обычный магазин China Telecom и поменять SIM-карту. Для этого также требуется приложение компании "Квантовый безопасный вызов", которое в настоящее время доступно только для Android, говорится в заявлении China Telecom, сделанном в прошлую пятницу. Компания не раскрывает цены на новую функцию.

В отличие от традиционных методов шифрования, которые полагаются исключительно на алгоритмы, квантовое шифрование защищено законами квантовой физики. Теоретически, вся информация, зашифрованная традиционными алгоритмами шифрования, может быть взломана компьютером, если дать достаточно времени. Квантовая криптография отличается тем, что любая попытка перехвата данных приведет к физическому изменению сообщения, предупреждая отправителя и получателя о возможном прослушивании.

Для пользователей новой услуги China Telecom запуск квантового телефонного звонка сгенерирует два секретных ключа с использованием квантовой информационной технологии. Они используются для проверки личности вызывающего абонента и информации о вызове, обеспечивая сквозное шифрование.

По словам Гао Чэнши, эксперта по криптографии и партнера-основателя разработчика блокчейнов Shanghai Hashvalue Information Technology, нынешнюю технологию, использующую асимметричную криптографию для проверки личности, легче разработать, чем квантовое шифрование, и она достаточно безопасна для удовлетворения текущего рыночного спроса. Однако сверхбыстрые квантовые компьютеры, которые могут легко взломать такие схемы шифрования, могут угрожать нынешним технологиям.

"Развитие квантовой технологии нарушит конфиденциальность асимметричной криптографии", - сказал Гао. "Когда квантовые вычисления достигают более высокого и более практического уровня, квантовые вычисления должны использоваться для шифрования."

China Telecom заявила, что новая услуга сначала будет доступна пользователям из определенных секторов, которым нужна «абсолютная безопасность», таких, как правительство, военные и финансовые учреждения. В компании добавили, что в будущем она будет распространяться и на гражданское использование.

Услуга была разработана совместным предприятием, созданным в ноябре прошлого года China Telecom и квантовой телекоммуникационной компанией QuantumCTek Group. Лю Гуйцин, исполнительный директор China Telecom, заявил тогда, что компания стремится обеспечить квантовую безопасность вызовов более чем 10 миллионам мобильных пользователей в течение пяти лет.

Компании также заявили, что будут выпускать специальные телефоны с функцией квантового шифрования, которая уже разрабатывается, говорится в сообщении китайских СМИ Jiemian от 1 января со ссылкой на представителя компании, который не предоставил дополнительных подробностей.

Хотя квантовая криптография существует уже много лет, существуют практические ограничения, такие как расстояние передачи. В последние годы Китай стал лидером в увеличении дальности передачи данных с использованием квантового распределения ключей.

В июне 2020 года группа китайских исследователей успешно одновременно передала ключи квантового шифрования на две наземные станции в Китае, расположенные на расстоянии более 1120 км друг от друга. Китай также построил первый в мире квантовый спутник и самую протяженную сеть квантовой связи для ограниченного промышленного использования.

По мере развития квантовых вычислений, некоторые из наиболее широко используемых сегодня форм шифрования также могут оказаться под угрозой. Квантовые компьютеры могут взломать современные методы шифрования, такие как RSA, так же быстро, как это требуется, чтобы поджарить кусок хлеба.

В прошлом году группа китайских ученых установила рекорд с квантовым компьютером Jiuzhang, который за 200 секунд вычислил задачу, на выполнение которой у китайского суперкомпьютера Sunway TaihuLight, четвертого по скорости в мире, потребовалось 2,5 миллиарда лет.

В постоянно развивающейся игре в кошки-мышки, в криптографии, исследователи теперь стремятся усовершенствовать схемы шифрования, устойчивые к атакам со стороны квантовых компьютеров.

Другие страны также стремятся занять лидирующие позиции в квантовой науке и технологиях, при этом США, Европейский Союз и Великобритания опубликовали свои собственные планы в последние годы.

Компании в других странах также уже используют квантовые технологии в телефонах и телекоммуникациях. В мае прошлого года Samsung выпустила смартфон 5G, который включает в себя чипсет, генерирующий квантовые случайные числа, в качестве дополнительного уровня безопасности. Британская BT Group и европейское подразделение Toshiba также объявили в октябре прошлого года о развертывании 6-километровой квантовой защищенной сети между двумя местными исследовательскими институтами.

По данным внутреннего аналитического центра Qianzhan Industry Research Institute, в Китае размер рынка квантовых телекоммуникаций в 2019 году составил 32,5 миллиарда юаней (5 миллиардов долларов США), что почти на 20 процентов больше, чем годом ранее.