Биология

Черные какаду устраивают "рок-концерты" для самок, используя инструменты, которые они делают сами

Исследователи обнаружили, что дикие самцы черных какаду изготовляют ударные инструменты, позволяющие ритмично барабанить во время ухаживания. Как рок-звезды, они бросают их на землю в конце "шоу". Эта "музыка", украшенная тонкими индивидуальными штрихами благодаря самому изготовлению инструментов, ассоциируется с формой творчества, редкой в ​​животном мире.

Хотя использование инструментов широко распространено среди животных, их изготовление встречается гораздо реже, особенно в дикой природе. У приматов инструменты используются для кормления, ухода и выполнения различных социальных функций, таких как ухаживание и защита территории. У птиц они, по-видимому, в большей степени направлены на добывание пищи, а по сложности их использования они конкурируют с орудиями шимпанзе и орангутангов. Учитывая, что попугаи имеют общие с приматами характеристики (большой мозг, развитые когнитивные способности, развитые социальные практики и т.д.), можно предположить, что они часто используют орудия труда. Однако в природе это наблюдается редко. Вероятно, эти птицы не нуждаются в орудиях труда, учитывая их мощные клювы и когти, позволяющие им разбивать скорлупу плодов и самые твердые семена.

С другой стороны, согласно одной из гипотез, использование орудий труда у попугаев может зависеть от окружающей среды и наличия пищи. Недавно одна группа исследователей сообщила, что дикие какаду Гоффина (Cacatua goffiniana), временно помещенные в вольер (в неволе), начали использовать инструменты для открытия сложных головоломок, в отличие от своих диких сородичей. Однако одно из первых исследований, в котором упоминалось о нечеловеческом использовании инструментов, касалось черных какаду (Probosciger aterrimus), наблюдавшихся во время научных экспедиций в середине XIX века. Более 100 лет спустя исследователи обнаружили, что в дикой природе самцы этого вида изготавливают инструменты, не связанные с едой, особенно во время ухаживаний.

Исполнения, имеющие черты человеческой музыки

Черные какаду – крупные птицы (весом до 1 кг), обитающие в лесах северной Австралии и на равнинах Новой Гвинеи. В брачный период самцы изготавливают два типа ударных инструментов. Первые изготавливаются из палочек, вырезанных из ветки и обрезанных до определенной длины. К последним относятся плоды с твердыми стручками, собранные с Grevillea glauca (прозванной прищепкой бушмена), а затем модифицированные.

Изготовив орудия труда, самцы какаду берутся за них левой лапой и ритмично барабанят по ветке или дуплистому стволу, а самки наблюдают за этим зрелищем. Одновременно они квакают и издают интенсивные гортанные звуки, наклоняя голову в дупла деревьев. Они используют обширный вокальный репертуар, состоящий не менее чем из 27 слогов, 19 из которых иногда комбинируются для получения более длинных и нюансированных вокализаций. Во время пения и игры на инструментах они ритмично двигаются, расправляя крылья, постукивая лапками, поднимая хохолки и подчеркивая насыщенный красный цвет щек.

В то время как большинство самцов птиц используют яркие цвета и импровизированные танцы для привлечения самок, черные какаду выделяются ритмичными, коммуникативными звуками. "Эти постукивания на самом деле имеют все признаки человеческой музыки с использованием инструментов", — объясняет эксперт по охране природы Роберт Хайнсонн из Австралийского национального университета в Канберре.

Во время своих выступлений эти птицы даже добавляют тонкий индивидуальный штрих: "У самцов есть свои собственные барабанные сигналы. Кому-то нравится делать это очень медленно, кому-то очень быстро, а кто-то делает небольшие выпады". Это необычная особенность для позвоночных, использующих современные орудия труда, и демонстрация творческих способностей, редко встречающихся у животных, даже у приматов. В новом исследовании, опубликованном в престижном журнале Proceedings of the Royal Society B, Хайнсонн и его коллеги поставили перед собой задачу определить, распространяют ли они эту креативность на дизайн ударных инструментов.

Удивительное прикосновение к творчеству

В течение почти двух лет группа Хайнсонна путешествовала по австралийскому национальному парку Кутини-Пайяму и окрестным лесам, наблюдая за черными какаду. Для исследования было отобрано 12 особей и 70 деревьев для демонстрации. Под деревьями было собрано 227 палочек и 29 эквивалентов стручковых инструментов. Самцы бросали свои инструменты на землю после каждого выступления, как рок-звезды по окончании концерта...

Хотя чаще всего использовались барабанные палочки (89% случаев), некоторые особи демонстрировали своеобразную универсальность, используя оба инструмента одновременно. Сравнивая инструменты, исследователи обратили внимание на индивидуальный подход. Длина палочек не была постоянной и значительно варьировала у разных птиц. Если одни предпочитали короткие и толстые палочки, то другие делали более длинные и тонкие. Различалась и масса орудий, при этом не было обнаружено никаких признаков подражания.

Существует множество способов проявить свою творческую сторону, и эти птицы делали это как в музыкальном исполнении, так и в изготовлении своих инструментов. "У каждого человека сложилось свое представление о том, что представляет собой особая палочка", — говорит Хайнсон. По словам эксперта, этот оттенок творчества и персонализации является частью критериев отбора самок.