Палеонтология

Чем объяснить исчезновение мегалодона?

Все больше данных свидетельствует о том, что мегалодон раньше рос в питомниках, используя теплые мелководья для защиты от нападений других хищников. Но в мире посреди ледникового периода эта стратегия могла в конечном итоге привести его к гибели.

Тайна исчезновения мегалодона

Около пятнадцати миллионов лет назад в океанах царствовала рыба, достигавшая восемнадцати метров в длину: мегалодон. По данным окаменелостей, эта акула, самая крупная из всех времен, исчезла около 2,6 миллиона лет назад. Однако причины его исчезновения до сих пор обсуждаются.

Одна из выдвинутых гипотез обвиняет изменение климата. В то время охлаждение Земли вызвало бы образование больших ледяных пространств на уровне полюсов, что привело бы к падению уровня моря и гибели многих видов, живущих у берегов. Был ли мегалодон среди невезучих? Судя по новому исследованию, это вполне возможно.

В настоящее время многие виды акул выращивают детенышей в питомниках. Обычно расположенные в мелководных морях или защищенных заливах, они позволяют молоднякам держаться подальше от хищников в районах, богатых пищевыми ресурсами. Став достаточно большими, эти акулы, наконец, покидают «гнездо», чтобы жить своей жизнью.

Похоже, что мегалодоны также приняли эту стратегию. Первые доказательства появились у нас еще в 2010 году. В то время исследователи обнаружили несколько десятков молодых зубов, находящихся в одном и том же месте в Панаме. Недавно другая команда описала новый питомник "Мегалодон" на северо-востоке Испании.

Эти же ученые недавно проанализировали данные из восьми других мест, где было много окаменелых зубов мегалодона. Анализируя высоту зубной коронки, исследователи смогли оценить размер тела каждого образца, чтобы определить, какие из них были младенцами (примерно месячного возраста, уже достигая четырех метров в длину), более старшими подростками (до одиннадцать метров в длину) и взрослых. Проанализировав соотношение несовершеннолетних и взрослых, исследователи, наконец, установили, что четыре из восьми участков были питомниками.

Эта стратегия казалась важной для этих акул. Действительно, анализ годичных колец, обнаруженных в их позвонках, позволяет предположить, что они достигли взрослого размера примерно через двадцать пять лет. Помимо этой поздней половой зрелости, мегалодон, как и другие гигантские морские виды, также имел низкий коэффициент фертильности. Поэтому содержание самого молодняка в питомниках позволило этим рыбам спокойно расти, обеспечивая выживание вида.

Роль изменения климата

Тот факт, что эти питомники априори были жизненно важны для мегалодонов, повышает вероятность того, что их разрушение могло способствовать их исчезновению. Сегодня неясно, что вызвало исчезновение этого вида, но падение уровня моря, присущее охлаждению планеты в то время, возможно, действительно сыграло большую роль в лишении этого вида окружающей среды, позволяющей его молодняку расти.

Кроме того, в то время мегалодону пришлось столкнуться с растущей конкуренцией со стороны другого хищника в процессе становления: большой белой акулы (Carcharodon carcharias). Этот вид действительно появился в океанах около четырех миллионов лет назад. В течение этого "короткого" перекрытия между двумя видами, действительно возможно, что большие белые акулы достаточно распространились по всему миру, чтобы в конечном итоге вытеснить мегалодон в его ареале.

Подробности исследования опубликованы в журнале Biology Letters.