Общие знания

Человек находится на том же уровне, что и анчоус в пищевой цепи

Вопреки распространенному мнению, люди не являются суперхищниками, по крайней мере, в естественной пищевой цепи. Совсем наоборот...

Люди не являются ни самыми крупными, ни самыми быстрыми, ни тем более самыми долгоживущими видами. Конечно, развитие орудий труда и сложного языка позволило нам быстро эволюционировать, но эти критерии не делают нас доминирующим видом в пищевой цепочке. На самом деле, по мнению исследователей, люди находятся на том же трофическом уровне, что и анчоусы.

Пищевая цепь, представляющая естественные отношения хищничества

Пищевая цепь отражает отношения хищничества между живыми существами в одной экосистеме. Она иллюстрирует, как энергия и питательные вещества циркулируют от одного организма к другому, причем каждое звено цепи представляет собой трофический уровень. В число участников входят

• Производители (основание пищевой цепи): растения и водоросли, ответственные за фотосинтез, который преобразует солнечную энергию в химическую.
  • Первичные потребители: травоядные (кролики, олени, насекомые-фитофаги и т. д.), которые питаются производителями.
  • Вторичные потребители: плотоядные или всеядные (лисы, лягушки, птицы и т. д.), которые питаются первичными потребителями.
  • Третичные потребители: крупные хищники (орлы, львы или акулы), питающиеся вторичными потребителями.
  • Разлагающие организмы: бактерии, грибы и насекомые, которые расщепляют мертвые органические вещества до питательных веществ, которые могут быть повторно использованы производителями.

Пищевые цепи могут быть простыми или сложными и часто взаимосвязаны, образуя более широкие пищевые сети, в которых каждая из них играет решающую роль в балансе экосистемы.

Где человек находится в пищевой цепи?

Благодаря своей всеядной диете человек занимает несколько уровней в пищевой цепи. Когда мы едим растения (фрукты, овощи, семена или орехи), мы играем роль первичного потребителя, питаясь непосредственно за счет производителей.

С другой стороны, когда мы начинаем есть травоядных, таких как говядина, свинина или курица, мы становимся вторичными потребителями, питаясь за счет первичных потребителей. Наконец, когда человек ест плотоядных, его можно отнести к третичным потребителям.

Люди находятся на том же трофическом уровне, что и анчоусы

После детального анализа всех человеческих рационов* исследователи оценили уровень человека в пищевой цепи в среднем в 2,2 балла — такой же, как у свиньи или анчоуса. Для справки, трофический уровень косаток и белых медведей оценивается в 5,5.

Следует отметить, что трофический уровень человека может значительно отличаться в разных странах: например, в Бурунди, жители которой придерживаются преимущественно растительной диеты, он самый низкий - 2,04, а в Исландии — самый высокий. Исландия имеет самый высокий показатель (2,58) из-за преимущественно плотоядной, рыбной диеты.

*Анализ основан на данных ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций) о потреблении продуктов питания человеком в период с 1961 по 2009 год.