Космонавтика

Чанъэ-6: Китай собирается привезти образцы с обратной стороны Луны

Два года назад китайская миссия "Чанъэ-5" вошла в историю, доставив на Землю первые лунные образцы с момента окончания эры "Аполлонов". Сейчас Китай готовит аналогичную миссию "Чанъэ-6" с той разницей, что она будет работать на обратной стороне Луны, что никогда ранее не делалось.

Чуть более двух лет назад Китай высадился на Луну в рамках миссии "Чанъэ-5" с целью вернуть на Землю около двух килограммов породы. Во время нахождения там анализ спектров отражения области привел к первому в истории обнаружению лунной воды in situ. Совсем недавно анализ привезенных образцов привел к открытию нового минерала.

Теперь пришло время освободить место для Чанъэ-6. Миссия будет запущена с китайского космодрома Вэньчан в 2025 году на ракете Чанчжэн-5. В отличие от своего предшественника, этот аппарат попытается приземлиться в районе Южного полюса, но на дальней стороне Луны. Три года назад Китайское национальное космическое управление (CNSA) также обратилось с призывом к международному участию. Из примерно двадцати предложений агентство выбрало четыре.

Французское космическое агентство (CNES) собирается интегрировать свой прибор DORN (Detection of Outgassing Radon). Прибор будет предназначен в первую очередь для измерения концентрации радона (радиоактивного инертного газа) на Луне. Эти анализы подтвердят (или нет), что Луна действительно является древним куском Земли.

На "Чанъэ-6" также будет установлен лазерный ретрорефлектор - устройство, отражающее концентрированный свет. Разработанный итальянским Национальным институтом ядерной физики - Национальной лабораторией Фраскати, прибор будет использоваться для измерения расстояния между Землей и Луной.

Прибор Negative Ions at the Lunar Surface, предложенный Шведским институтом космической физики, будет анализировать солнечные ветры, отраженные от лунной поверхности. Наконец, Пакистан разрабатывает кубсат (мини-спутник) под названием ICUBE-Q. Он будет отвечать за обнаружение следов водяного льда на лунной поверхности.

Высадка на Луну не будет первой для Китая. 3 января 2019 года страна фактически уже отличилась, мягко посадив первый посадочный аппарат и его ровер на дальнюю сторону Луны в рамках миссии "Чанъэ-4". Оба аппарата все еще работают в кратере Фон Карман в бассейне Южный полюс - Эйткен, который является самым большим ударным кратером в Солнечной системе.

Космический аппарат Чанъэ-6 соберет образцы и поместит их в подъемный аппарат, который выведет их на орбиту. Запущенный в это время орбитальный аппарат примет посылку, после чего капсула с образцами будет направлена на Землю.

Китайское космическое агентство также готовит миссии Чанъэ-7 и Чанъэ-8. В первом из них примут участие пять космических аппаратов: орбитальный аппарат, спутник-ретранслятор, посадочный аппарат, ровер и небольшой беспилотник, способный искать следы водяного льда в окружающих кратерах. На втором будут испытаны несколько технологий, таких как использование ресурсов in situ (добыча и переработка водяного льда) и 3D-печать. Оба аппарата также совершат посадку на южном полюсе Луны.