АстрономияНовости

Бурное звездообразование на новом изображении туманности Тарантул

Используя данные ALMA в сочетании с данными VLT, группа исследователей воссоздала наиболее подробное составное изображение туманности Тарантул. Оно помогает понять, как массивные звезды и действие гравитации при формировании новых звезд формируют этот регион.

На расстоянии около 170 000 световых лет от Земли, в Большом Магеллановом Облаке, расположена туманность Тарантул - одна из самых ярких и активных звездообразующих областей. Недавно, используя данные Атакамского большого миллиметрового/субмиллиметрового массива (ALMA) и данные, ранее каталогизированные Очень большим телескопом (VLT), астрономы смогли воспроизвести новое изображение туманности с высоким разрешением.

Изображение, опубликованное сегодня Европейской южной обсерваторией, показывает туманность в новом свете, с тонкими, закрученными облаками газа, которые помогают нам понять, как массивные звезды формируют этот регион.

Что было известно о туманности Тарантул

Первоначально астрономы считали, что газ в туманности Тарантул слишком диффузный, чтобы разрушиться под действием гравитации и образовать новые звезды. Вместо этого фрагменты, выделенные ALMA, могут быть остатками некогда гораздо более крупных облаков, разрушенных энергией, выделяемой массивными молодыми звездами. Новые данные также показывают наличие гораздо более плотных нитей, в которых роль гравитации значительна.

Область, занимаемая туманностью Тарантул, идеально подходит для изучения того, как газовые облака разрушаются под действием гравитации, образуя новые звезды. Ученый ЕКА и соавтор исследования Гвидо Де Марчи объясняет:

Уникальность туманности Тарантул заключается в том, что она находится достаточно близко, чтобы мы могли детально изучить процесс формирования звезд. Тем не менее ее свойства похожи на те, которые были обнаружены в очень далеких галактиках, когда Вселенная была молодой. Благодаря туманности Тарантул мы можем изучать, как формировались звезды 10 миллиардов лет назад, когда родилось большинство звезд.

Новое детальное изображение ALMA, VISTA и VLT

На изображении, опубликованном сегодня ESO, новые данные ALMA наложены на более раннее инфракрасное изображение того же региона. Оно было получено с помощью Очень большого телескопа (VLT) и обзорного телескопа ESO для астрономии в видимом и инфракрасном диапазонах (VISTA). Композиция демонстрирует отчетливую, похожую на паутину форму газовых облаков туманности Тарантул, из-за которой она и получила свое название.

В следующем видеоролике показан звездообразующий регион туманности Тарантул в оптическом диапазоне длин волн, снятый 2,2-метровым телескопом ESO в обсерватории Ла Силья. Во время видеозаписи изображение переключается на инфракрасный вид туманности. Данные VLT и VISTA показывают розоватые облака горячего газа.

Затем накладываются радиоданные, полученные ALMA, представленные яркими красно-желтыми полосами. Эти полосы подчеркивают положение холодных, плотных газовых облаков, которые могут разрушаться и образовывать новые звезды. Затем радиоданные были представлены сами по себе, детально отображая некоторые паукообразные структуры, которые изначально дали прозвище туманности Тарантул.

Предыдущие исследования туманности Тарантула были сосредоточены на центральной области. Однако ученые знали, что массивное звездообразование должно происходить и в других местах. Используя ALMA, исследователи измерили излучение света от монооксида углерода. Это позволило им составить карту больших облаков холодного газа в туманности, которые разрушаются, рождая новые звезды, и понять, как они меняются, когда из этих молодых звезд высвобождается огромное количество энергии.

Новое исследование содержит подробные сведения о том, как ведет себя гравитация в звездообразующих областях туманности Тарантул. Однако работа еще далека от завершения, и новые исследования дадут новые ключи к пониманию современной Вселенной, а также Вселенной, существовавшей миллиарды лет назад.