Здоровье и медицина

Британский вариант коронавируса мог быть получен от собак

Исследователи из Шанхая говорят, что ранние формы варианта B.1.1.7 были обнаружены в образцах, взятых у собак. Мутация была впервые обнаружена на юге Англии, но быстро распространилась в нескольких странах.

Согласно исследованиям китайских ученых, вариант коронавируса, впервые обнаруженный в Британии, возможно, произошел от собак.

Шанхайские исследователи, отслеживающие раннюю эволюцию варианта B.1.1.7, который вызвал новую волну случаев в нескольких странах, не смогли найти его следов в вирусных образцах, собранных у людей по всему миру.

Но когда они расширили поиск, включив животных, они обнаружили некоторые ранние формы B.1.1.7 у собак, в том числе один образец, взятый в Соединенных Штатах в июле прошлого года.

"Такие варианты-предшественники включали в себя большую часть или все мутации раннего варианта B.1.1.7 в популяциях семейства Собачьи, и они, возможно, проникли обратно к человеку после периода быстрой мутации", — написал профессор Чен Лоунан (Chen Luonan) и его коллеги из Государственной ключевой лаборатории клеточной биологии в статье, не прошедшей рецензирования, которая была размещена на сайте biorxiv.org в прошлую пятницу.

Появление варианта B.1.1.7 озадачило исследователей. После того как в сентябре прошлого года он был изолирован от двух пациентов в Кенте на юго-востоке Англии и в Лондоне, он быстро стал доминирующим штаммом в Соединенном Королевстве и многих других странах, распространяясь быстрее, чем предыдущие штаммы.

Некоторые эксперты полагают, что этот вариант мог возникнуть в местных общинах под избирательным воздействием противовирусных препаратов, использовавшихся во время пандемии. Согласно одной из преобладающих теорий, он внезапно появился в Великобритании и впоследствии распространился на другие части света.

Однако, по мнению Чена и его коллег, этот вариант имеет девять различных мутаций, которые редко, если вообще когда-либо, встречались в более ранних человеческих штаммах. Эти мутации не происходили в соседних генах, а свободно распространялись по всему вирусному геному. Вероятность одновременного появления всех этих мутаций крайне мала.

Шанхайская команда считает, что эти девять мутаций накапливаются одна за другой. Их модель предположила, что этот вариант мог возникнуть за пределами Великобритании и приобрести мутации на нечеловеческом хозяине. Наиболее вероятными подозреваемыми были собаки, за которыми следовали норки или кошки.

Цюй Лиандун, профессор вирусологии Харбинского ветеринарного научно-исследовательского института, который не принимал участия в исследовании, сказал, что для подтверждения теории потребуются более веские доказательства.

Штаммы, обнаруженные у собак, не полностью совпадали со штаммами, обнаруженными у британского пациента. Хотя количество последовательностей генома, полученных исследователями во всем мире, достигло сотен тысяч, это мало по сравнению с общим количеством пациентов. По словам Ку, некоторые ранние формы варианта B.1.1.7 могли быть пропущены программами отбора проб.

Но если домашние животные, такие как собаки, окажутся хозяевами, "у нас будет большая проблема", — сказал Цюй, изучающий инфекционные заболевания, общие для людей и животных.

"Практически все наши меры по борьбе с пандемией пока учитывают только людей. Если будут задействованы животные, это полностью изменит игру ", — сказал он.

Когда на птицеферме разразился птичий грипп, всех цыплят пришлось убить в соответствии со стандартной мировой практикой. Если болезнь может заразить людей, все восприимчивые животные, в том числе здоровые, должны быть уничтожены в пораженной зоне.

Собаки являются важными спутниками человека, но если будет доказано, что они способны переносить или производить мутированные варианты вируса Sars-CoV-2, их также необходимо уничтожить, сказал Цюй.

"Альтернативой является вакцинация животных. - Но мы не можем дать собакам человеческие вакцины. Возможно, нам придется разработать несколько совершенно новых версий", — добавил Цюй.

Растут опасения, что B.1.1.7 может вызвать серьезные заболевания у собак. Ветеринары недалеко от Лондона заметили внезапное увеличение числа домашних животных, в том числе собак и кошек, страдающих миокардитом, серьезным сердечным заболеванием в начале этого года, и у многих из этих животных был положительный результат на этот вариант, согласно отчету Reuters в марте.

Считается, что вирус Sars-CoV-2 произошел от летучих мышей, но на то, чтобы адаптироваться к людям, могли потребоваться десятилетия. Когда и где он перешел от животного к человеку, остается неясным.

Команда Чена сказала, что вариант B.1.1.7 имеет уникальную эволюционную стратегию увеличения своей заразности, поэтому он может легче распространяться от одного хозяина к другому, но в то же время уменьшает количество копий, которые он делает в хозяине.

По мнению исследователей, вопрос о том, помогла ли эта стратегия варианту преодолеть видовой разрыв, требует дальнейшего изучения.