НовостиПланетология

Большое красное пятно Юпитера глубже, чем ожидалось

Трудно определить размер Большого красного пятна Юпитера, потому что шторм очень большой. Оказалось, что этот огромный вихрь не только велик: он также гораздо глубже, чем ожидалось.

Зажатое между двумя конвейерами, движущимися в противоположных направлениях, что заставляет его двигаться против часовой стрелки, Большое красное пятно Юпитера сохраняется уже более 400 лет. При ширине около 16 000 км это самый большой атмосферный вихрь в Солнечной системе. Но насколько глубоко она проникает? Новая работа, ставшая возможной благодаря зонду Юнона, который все еще находится в системе Юпитера, недавно позволила оценить это. Этому исследованию было посвящено исследование, опубликованное в журнале Science.

Гравитационные измерения

Для этой работы доктор Марция Паризи и ее команда полагались на движение самого космического аппарата. Когда "Юнона" пролетала над Большим красным пятном, гравитационные аномалии, вызванные локализованными плотностями, слегка изменили скорость ее движения по орбите вокруг планеты. Эти гравитационные измерения затем могут быть использованы для определения глубины атмосферной структуры.

Вооружившись этой информацией, исследователи обнаружили достаточные колебания в гравитационном поле Юпитера, чтобы оценить глубину шторма: около 500 километров, на несколько десятков километров глубже, чем предполагалось ранее. Для сравнения, это глубже, чем расстояние между поверхностью Земли и Международной космической станцией.

Наконец, следует помнить, что Большое красное пятно оказалось между двумя конвейерами, движущимися в противоположных направлениях. Эти струйные потоки, которые охватывают шторм, могут двигаться со скоростью почти 350 км/ч, продолжая подавать импульс в вихрь. Это исследование также говорит нам о том, что эти два течения опускаются в шесть раз глубже, чем корни Большого красного пятна.

Поскольку эти струи играют решающую роль в питании Большого красного пятна, эти различия в глубине добавляют загадку того, как атмосфера Юпитера может порождать такие впечатляющие штормы.

Миссия продолжается

Ничто не длится вечно. Мы знаем, что Большое красное пятно Юпитера продолжает уменьшаться. В конце 1800-х годов диаметр шторма был в четыре раза больше диаметра Земли. К тому времени, когда в 1979 году мимо него пролетел "Вояджер-2", вихрь уменьшился до ширины чуть более чем в два раза по сравнению с шириной нашей планеты. Сейчас оно лишь в 1,3 раза больше Земли. По некоторым оценкам, поэтому оно может исчезнуть.

Тем временем, миссия космического аппарата Юнона, который с 2016 года совершает длинные, петлеобразные орбиты вокруг Юпитера, была недавно продлена до 2025 года. Если все пойдет по плану, орбитальная траектория зонда вскоре приведет его к северному полюсу планеты. Затем его приборы смогут наблюдать и анализировать другие особенности, такие как полярные циклоны. Планируются также дальнейшие облеты Ио и Европы.