АнтропологияИстория

Более 1000 лет назад благородные женщины играли в поло с ослом

Команда палеонтологов обнаружила останки ослов в могиле бывшего китайского дворянина, умершего в 878 году, подозреваемого в игре в поло.

Сиань - столица провинции Шэньси, Китай. Сегодня он имеет статус субпровинциального города, но когда-то был столицей династии Тан (18 июня 618 г. - 1 июня 907 г.), а затем назывался Чанъань.

В 2012 году палеонтологи обнаружили кирпичную гробницу с телом женщины внутри. Согласно официальным документам, покойный, по имени Цуй Ши, скончался 6 октября 878 года в возрасте 59 лет.

Фрески на стенах ее гробницы, на которых изображены работники, готовящие роскошный пир, говорят о том, что она также была высокопоставленным человеком.

Кроме того, если большая часть могилы, к сожалению, была разграблена, то внутри можно было найти несколько костей животных, в том числе и останки по меньшей мере трех ослов.

Почему ослы?

В IX веке Сиань был Восточной конечной точкой Шелкового торгового пути. Тогда мы можем себе представить, что этих животных, должно быть, было много в окружающем пейзаже.

Однако эти лошади в то время в основном считались зверями, "используемыми обычными людьми",-отмечает Фиона Маршалл, антрополог из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США).

Тогда возникает вопрос: зачем хоронить ослов в могиле человека высокого социального ранга?

"Априори не было никаких причин для такой женщины, как Цуй Ши, использовать осла, не говоря уже о том, чтобы пожертвовать им для своей жизни после смерти,-говорит Сонгмэй Ху из Академии археологии Шэньси и соавтор исследования.

В попытке ответить на этот вопрос исследователи обратились тогда к мужу покойной, по имени Бао Гао.

Мы знаем, что император в то время, Сюйцзун, был поклонником поло, командного конного спорта. Древние тексты свидетельствуют о том, что он повысил Бао Гао до звания генерала благодаря своему мастерству в этом очень популярном виде спорта во времена династии Тан.

Напоминаем вам о правилах: игроки, запряженные в скакуны, должны набирать очки, ведя мяч в ворота противоположной команды с помощью молотка с длинной ручкой. Предприятие довольно сложное и, надо также подчеркнуть, очень опасное. В то время всадники нередко падали с коней и оказывались растоптанными.

Тем не менее иногда в этих встречах принимали участие и женщины. Тогда-то и появились ослики.

Более безопасная альтернатива

Если бы благородная женщина, как Цуй Ши, хотела присоединиться к партии, ездить на этих маленьких, медленных и более стабильных лошадях, возможно, действительно была бы более безопасной альтернативой, считают исследователи. Более того, исследование костей, кажется, доказывает их правоту.

Анализируя размеры найденных в могиле костей, исследователи установили, что эти животные были слишком малы, чтобы их можно было использовать в качестве вьючных животных. Кроме того, стрессовая картина была аналогична той, которая наблюдается у животных, которые бегают и часто поворачиваются, а не у животных, которые идут медленно только в одном направлении.

Таким образом, есть все основания полагать, что Цуй Ши играла в поло на осле. Что касается трех животных, то исследователи писали в журнале "Античность", что они, вероятно, были принесены в жертву после ее смерти, чтобы она могла "продолжать играть в загробной жизни".