АстрофизикаНовости

Бетельгейзе меньше и ближе, чем мы думали

Недавнее исследование подтверждает, что Бетельгейзе осталось несколько десятков тысяч лет до того, как она умрет. Эта работа также говорит нам, что сверхгигант на самом деле меньше и ближе, чем ожидалось.

Расположенная в созвездии Ориона, Бетельгейзе - красный сверхгигант в конце своей жизни. Поэтому с космологической точки зрения ее взрыв в виде сверхновой "неизбежен", отсюда и интерес исследователей, когда несколько месяцев назад звезда проявила "признаки нестабильности". В период с января по март 2020 года телескопы зафиксировали два раза очень значительное снижение яркости.

Для объяснения этих внезапных снижений яркости тогда выдвигались два основных предположения. Первое предположение, что Бетельгейзе, которая является так называемой «переменной» звездой, просто пережила эпизод исключительной флуктуации, в то время как второе предположение, что объект, который постоянно испускает сильные звездные ветры, испустил большой клубок газа и пыли.

В исследовании, проведенном учеными из Австралийского национального университета (ANU), подтвердили происхождение этих двух недавно зафиксированных эпизодов. "Мы знаем, что первое событие градации связано с облаком пыли, а второе, меньшее событие, вероятно, произошло из-за естественных импульсов звезды", - объясняет астрофизик Меридит Джойс, главный автор этой работы.

Исследователи также использовали гидродинамические и сейсмические модели, чтобы попытаться узнать больше о физике этих пульсаций. Из этих анализов кажется, что Бетельгейзе все еще сжигает гелий в своем ядре. Проще говоря, это означает, что в ближайшее время звезда не взорвется. "Не в течение как минимум 100 000 лет", - говорит Меридит Джойс.

На этом изображении «до и после» в январе 2019 года светимость звезды кажется однородной. С другой стороны, в южном полушарии в декабре следующего года она, похоже, потускнела.

Меньше и ближе

Эта работа не только рассказала нам об оставшейся продолжительности жизни красного сверхгиганта, но и показала, что она на самом деле была меньше, чем ожидалось.

"Фактический физический размер Бетельгейзе всегда был загадкой. Предыдущие исследования предполагали, что она может быть больше орбиты Юпитера", - вспоминает Ласло Мольнар, соавтор исследования. "Наши результаты показывают, что звезда на самом деле простирается только на две трети, имея радиус в 750 раз больше радиуса Солнца".

Обладая этими новыми знаниями, исследователи смогли определить расстояние Бетельгейзе от Земли. "Наши результаты показывают, что она находится всего в 530 световых годах от нас, или на 25% ближе, чем предполагалось ранее", - заверяет д-р Мольнар.

Поскольку звезда расположена относительно близко к Земле, мы знаем, что ее гибель гарантирует нашим потомкам большое зрелище. По последним подсчетам исследователей Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США), энергия, высвобождаемая взрывом Бетельгейзе, может быть эквивалентна примерно в десять миллиардов раз больше, чем у Солнца. Взрыв будет настолько мощным, что звезда сможет светить так же ярко, как луна в первой четверти, по крайней мере, в течение трех месяцев.