Биология

Бактерии из этого озера позволяют предположить, что на Марсе могла существовать жизнь

Микроорганизмы приспособились к одной из самых неблагоприятных сред на Земле — сернистому, кислотному озеру в Коста-Рике, которое считается аналогом древних озер на Марсе, говорится в исследовании.

Одна из самых неблагоприятных сред в мире

Расположенная на высоте 2300 метров, Лагуна Кальенте является одной из самых суровых сред на планете. Это сильно сернистое и одновременно сильно кислотное озеро имеет показатели pH от -0,87 до 1,5, а температура колеблется от 38°C до 90°C. Оно представляет особый интерес для экзобиологов, поскольку состав минералов похож на тот, который был зафиксирован в 2004 году на Марсе марсоходом Spirit в кратере Гусева.

Другими словами, если бы в этом озере можно было обнаружить присутствие жизни, то можно было бы предположить, что микроорганизмы могли также развиваться на Марсе несколько миллиардов лет назад в тех же условиях. По крайней мере, такова была основная идея, побудившая Джастина Ванга и его команду из Университета Колорадо отправиться туда и провести анализ в 2013 году. И действительно, там была жизнь. На тот момент исследователи идентифицировали только один вид микроорганизмов из рода Acidiphilium. Этот тип бактерий часто встречается в кислотных шахтных дренажах и гидротермальных системах.

В 2017 году исследователи вернулись после серии извержений, чтобы проверить, произошли ли какие-либо изменения в разнообразии. Они также более подробно изучили биохимические процессы этих организмов.

Идеально приспособленные организмы

Последняя работа, опубликованная в журнале Frontiers in Astronomy and Space Science, показывает, что биоразнообразие было немного больше, но все еще преобладали бактерии Acidiphilium. Секвенировав ДНК этих организмов в образцах из озера, исследователи также подтвердили, что у этих бактерий развился широкий спектр биохимических способностей, облегчающих их устойчивость к экстремальным и динамичным условиям. Они включали пути создания энергии с помощью серы, железа, мышьяка, фиксации углерода, а также простых и сложных сахаров и биопластических гранул, используемых в качестве энергетических и углеродных запасов в периоды дефицита.

До сих пор усилия по поиску жизни на Марсе были сосредоточены в основном на древних руслах рек. Эта новая работа говорит о том, что древним горячим источникам следует уделять больше внимания. "Наше исследование дает представление о том, как "земная жизнь" могла существовать в гидротермальных средах на Марсе", — отмечают авторы. "Мы надеемся, что наше исследование позволит определить приоритеты в поиске признаков жизни в этих средах".