Технологии

Aurora Flight Sciences собирает экспериментальный самолет X-65 для DARPA

На предприятии Aurora Flight Sciences в Бриджпорте, Западная Вирджиния, продолжается сборка экспериментального беспилотного аппарата X-65 по заказу Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). Ключевой особенностью самолета является отказ от традиционных механических поверхностей управления, таких как закрылки, элероны и рули. Вместо них для маневрирования будет использоваться инновационная система активного управления обтеканием (Active Flow Control).

Самолет X-65, создаваемый в рамках программы CRANE, имеет футуристический дизайн с крылом ромбовидной формы. Управление полетом будет осуществляться с помощью четырнадцати сопел, расположенных на крыле и хвостовом оперении, которые выпускают точные струи воздуха. Эти струи, воздействуя на обтекание планера, смогут создавать виртуальные органы управления, позволяя самолету крениться, тангажировать и рыскать без привычных подвижных поверхностей. Такой подход позволяет снизить вес и сложность конструкции, повысить аэродинамическую эффективность за счет устранения щелей и зазоров, а также улучшить малозаметность летательного аппарата.

Ромбовидная форма крыла была выбрана не случайно: она создает сложные и разнообразные режимы обтекания, что идеально подходит для отработки новой технологии. На начальном этапе испытаний, для обеспечения безопасности, X-65 будет оснащен и традиционными рулевыми поверхностями, которые разработчики называют «страховочными колесами». Эти поверхности помогут установить базовые летные характеристики, с которыми позже будут сравнивать эффективность системы активного управления обтеканием.

Несмотря на технические сложности, приведшие к корректировке графика, первый полет X-65 ожидается в конце 2027 года. Ожидается, что аппарат достигнет околозвуковых скоростей и продемонстрирует улучшенные характеристики на малых скоростях и при больших углах атаки. Благодаря модульной конструкции самолет может служить летающей лабораторией и после завершения программы CRANE, позволяя тестировать новые конфигурации и технологии. Как отметил вице-президент Aurora Flight Sciences Ларри Вирсинг, эта платформа станет долгосрочным активом для летных испытаний, а ее технологии и данные полетов могут быть использованы в будущих проектах самолетов. Успех X-65 может ознаменовать новый этап в авиации, открыв путь к созданию более легких, эффективных и малозаметных летательных аппаратов.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button