АстрономияНовости

Астрономы сфотографировали ближайшую к Земле экзопланету

Астрономы открыли тысячи экзопланет, но лишь немногие из них были непосредственно запечатлены, поскольку большинство из них заглушены яркостью своей звезды. Студент Гавайского университета недавно обнаружил планету, находящуюся достаточно далеко от своего звезды-хозяина, чтобы ее можно было увидеть напрямую. Вы найдете его на расстоянии всего 35 световых лет от Земли.

Обнаружение экзопланет в основном опирается на два метода. Первый, транзитный, направлен на обнаружение провалов в звездной светимости, указывающих на то, что экзопланета прошла перед своей звездой с нашей точки зрения. Вторая, радиальная скорость, основана на изменении длины волны света от звезды. С практической точки зрения, планета, вращающаяся вокруг звезды, оказывает небольшое гравитационное воздействие, которое заставляет ее слегка колебаться. Длина волны его света изменяется по мере того, как он движется к нам и от нас. Для астрономов это "колебание" является признаком наличия планеты.

Оба метода идеально подходят для обнаружения массивных экзопланет вблизи своей звезды, поскольку сигнал, указывающий на их присутствие, будет больше и легче различим. С другой стороны, тот факт, что эти планеты находятся так близко к своей звезде, означает, что они не видны напрямую, так как их заглушает яркость их звезды-хозяина.

Однако иногда миры находятся достаточно далеко от своей звезды, чтобы быть непосредственно видимыми. Именно так обстоит дело с новым открытием, подробности которого сообщаются в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Особая система

В рамках исследования под названием COol Companions ON Ultrawide orbits (COCONUTS), целью которого является поиск планет, находящихся на большом расстоянии от своей звезды, но близко к Земле, Чжоуцзянь Чжан, студент Гавайского университета, обнаружил мир в шесть раз массивнее Юпитера, который находится на расстоянии более 6400 астрономических единиц (АЕ) от своей звезды.

На таком расстоянии её орбитальный период составляет около 1,1 миллиона лет, что может стать рекордом для открытой экзопланеты.

Названая COCONUTS-2b, планета была впервые обнаружена в 2011 году спутником Wide-field Infrared Survey Explorer, но в то время считалось, что это свободно плавающий объект, а не планета, вращающаяся вокруг звезды.

В своей диссертации Чжан и его коллеги указали, что этот объект на самом деле гравитационно привязан к маломассивной звезде, примерно в три раза менее массивной, чем Солнце, и примерно в десять раз моложе.

Планета COCONUTS-2b находится вверху слева, ее звезда - внизу справа.

Образовавшаяся всего около 800 миллионов лет назад, COCONUTS-2b является второй самой холодной из обнаруженных на сегодняшний день экзопланет, температура которой составляет всего 161 °C. Эта картина стала возможной благодаря свету, излучаемому планетой, который образуется из-за остаточного тепла, задержанного с момента ее формирования.