Астрономия

Астрономы планируют выловить межзвездный метеорит с помощью магнита

Астрономы планируют извлечь небольшой метеорит из другой звездной системы, который завершил свое космическое путешествие в Тихом океане в 2014 году. Для этого исследователи будут использовать своего рода магнитные грабли, способные сгребать морское дно.

Метеорит CNEOS 2014-01-08 упал на Землю 8 января 2014 года. Амир Сирадж, астрофизик из Гарвардского университета, определил межзвездное происхождение объекта два года назад с уверенностью в 99,999%. Космическое командование США подтвердило это несколько месяцев назад. Считается, что метеорит прилетел из другой звездной системы, поскольку до столкновения с Землей он двигался со скоростью около шестидесяти километров в секунду. Такая скорость означает, что объект не был связан гравитацией Солнца.

Имея размер всего пятьдесят сантиметров в поперечнике, когда он вошел в атмосферу, CNEOS 2014-01-08 в настоящее время считается первым межзвездным объектом, когда-либо обнаруженным в нашей Солнечной системе. Ранее это звание принадлежало Оумуамуа, сигарообразному объекту, обнаруженному в 2017 году на пути из нашей системы.

Исследователи считают, что камень попал в атмосферу примерно в 160 километрах от побережья Папуа-Новой Гвинеи посреди ночи с энергией, составляющей около 1% от энергии бомбы Хиросимы. Считается, что несколько фрагментов межзвездного метеорита находятся на морском дне примерно в трехстах километрах к северу от острова Манус в море Бисмарка. Теперь астрофизик хотел бы проанализировать их. "Находка такого фрагмента станет первым в истории человечества контактом с материалом крупнее пыли за пределами Солнечной системы", — говорит он.

Для работы исследователи будут использовать судно проекта Galileo. Магнитные полозья будут установлены на лебедке и отбуксированы вдоль морского дна на глубину 1,7 км в течение примерно десяти дней. "Большинство метеоритов содержат достаточно железа, чтобы прилипнуть к тому типу магнита, который мы планируем использовать для океанской экспедиции", — отмечает исследователь. "Весьма, вероятно, что фрагменты CNEOS 2014-01-08 также являются ферромагнитными".

Исследователи надеются, что с помощью магнита удастся извлечь крошечные фрагменты метеорита, некоторые из которых могут достигать 0,1 мм в диаметре. Однако неизвестно, когда астрономы смогут начать свою экспедицию. Стоимость такой экспедиции составляет более 1,6 миллиона долларов. Пока исследователям выделено только 500 000 долларов.