АстрофизикаНовости

Астрономы открыли новый класс космических взрывов по яркости превосходящих 100 миллиардов Солнц

Этот новый класс экстремальных космических взрывов, получивший название "светящиеся быстрые охладители", является невероятно редким - и невероятно ярким.

Астрономы обнаружили новый загадочный тип космического взрыва, который превосходит по яркости почти все когда-либо обнаруженные сверхновые. За 10 дней необычный взрыв стал ярче, чем 100 миллиардов Солнц, а через несколько недель практически исчез — разрушительное событие, одновременно более короткое и зрелищное, чем обычная сверхновая.

Согласно исследованию, опубликованному 1 сентября в журнале The Astrophysical Journal Letters, это быстрое и мощное событие, вероятно, представляет собой новый, ранее не изучавшийся класс взрывов.

Мы назвали этот новый класс источников "светящимися быстрыми охладителями или LFC", — говорится в заявлении ведущего автора исследования Мэтта Николла, астрофизика из Университета королевы Белфаста. "Полученный нами великолепный набор данных исключает возможность того, что это еще одна сверхновая".

Сверхновые — это яркие взрывы, которые происходят, когда крупные звезды (обычно в восемь раз превышающие массу Солнца) сжигают свое ядерное топливо, схлопываются и выбрасывают в космос внешние слои газа. Ежегодно астрономы наблюдают сотни сверхновых, которые внезапно вспыхивают, а затем постепенно гаснут. Как правило, сверхновая достигает пика яркости примерно через 20 дней, светя в несколько миллиардов раз ярче Солнца. В последующие месяцы взрыв постепенно затухает.

На снимке, полученном с помощью телескопа New Technology Европейской южной обсерватории, видна далекая красная галактика (в центре), в которой произошел взрыв. Место взрыва отмечено желтым крестом.

Но LFC не являются сверхновыми. Во-первых, новый взрыв, обнаруженный астрономами с помощью сети телескопов Asteroid Terrestrial-Impact Last Alert System (ATLAS) на Гавайях, в Чили и Южной Африке, произошел в галактике, полной солнцеподобных звезд, которые слишком малы, чтобы стать материалом для сверхновых.

"Наши данные показали, что это событие произошло в массивной красной галактике, удаленной от нас на два миллиарда световых лет", — говорится в заявлении соавтора исследования Шубхама Шривастава, научного сотрудника Королевского университета. "Такие галактики содержат миллиарды звезд, подобных нашему Солнцу, но в них не должно быть звезд, достаточно больших для того, чтобы закончиться сверхновой".

По словам исследователей, помимо необычного расположения, обнаруженный взрыв был гораздо ярче и угас гораздо быстрее, чем обычная сверхновая. В течение следующих 15 дней объект потускнел на два порядка, а через месяц после взрыва его яркость уменьшилась до 1% от пиковой.

Проще говоря, взрыв не соответствовал профилю ни одной из известных сверхновых. Так было ли что-то подобное раньше? Чтобы выяснить это, исследователи прочесали архивные обзоры телескопов в поисках объектов с похожей яркостью и продолжительностью жизни. В итоге были обнаружены еще два объекта — один из обзора 2009 года, а второй - 2020 года — со сходными свойствами с недавно обнаруженным взрывом.

Команда пришла к выводу, что эти взрывы представляют собой новый - и очень редкий — класс космических взрывов, которые, скорее всего, не имеют ничего общего с умирающими звездами. Что же представляют собой LFC? В настоящее время команда может только предполагать.

"Наиболее правдоподобным объяснением представляется столкновение черной дыры со звездой", — сказал Николл.

Однако даже такое объяснение не совсем подходит: когда черные дыры отрывают материал от пролетающих мимо звезд в ходе жутких взаимодействий, известных как приливные нарушения, они испускают яркое рентгеновское излучение - а ни одна из обнаруженных здесь LFC не показала никакого рентгеновского излучения.

Возможно, научные модели столкновений звезд с черными дырами нуждаются в уточнении, или же астрономы просто не располагают достаточной информацией о LFC, чтобы делать какие-либо выводы. Команда будет продолжать поиски новых загадочных взрывов в галактиках, расположенных ближе к Земле.