Планетология

Астрономы обнаружили экзопланету которая горячее некоторых звезд

Недавно была открыта новая экзопланета, которая бросает вызов всем ожиданиям. TOI-6713.01, расположенная в 66 световых годах от Земли, представляет собой необычный мир, покрытый вулканами и излучающий огненно-красное свечение, которое вызывает в памяти образы лавовой планеты Мустафар из "Звездных войн". Однако даже это не может сравниться с экстремальностью TOI-6713.01.

Обнаружен новый мир

Планета TOI-6713.01 была обнаружена с помощью транзитного метода. Он заключается в наблюдении за далекой звездой и поиске периодических провалов в яркости, когда перед ней с нашей точки зрения на Земле проходит планета. Если это так, то мы наблюдаем временное уменьшение светимости звезды. Эти изменения светимости затем анализируются, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие планет, вращающихся вокруг звезды.

В случае с TOI-6713.01 этот метод был использован для наблюдения за звездой HD 104067, расположенной на расстоянии около 66 световых лет от Земли. Наблюдения за звездой выявили периодические колебания ее яркости, что указывало на наличие планеты, вращающейся вокруг нее. Дальнейшие исследования подтвердили существование этой планеты, а также других планет в той же звездной системе.

После первого обнаружения были использованы такие приборы, как HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher) и HIRES (High Resolution Echelle Spectrometer), чтобы измерить изменения радиальной скорости звезды, вызванные гравитационным притяжением планеты. Эти измерения позволили исследователям определить массу и другие характеристики TOI-6713.01, обогатив наше понимание этой удивительной экзопланеты.

Горячая экзопланета

Эта суперземля, на 30% превышающая размеры нашей голубой планеты, вращается вокруг своей звезды на невероятно близком расстоянии, создавая гравитационные приливы, которые нагревают ее расплавленные внутренности и провоцируют извержения вулканов на ее поверхности.

Стивен Кейн из Калифорнийского университета в Риверсайде описывает эту экзопланету как "Ио на стероидах", подчеркивая ее экстремальную природу. Ио, один из спутников Юпитера, считается самым вулканически активным объектом в Солнечной системе. Температура на поверхности TOI-6713.01 достигает 2 300 градусов Цельсия, превосходя по температуре даже некоторые маломассивные звезды.

Еще более удивительным это открытие делает эллиптическая орбита TOI-6713.01, благодаря которой она находится в опасной близости от своей звезды. Такая близость создает то, что ученые называют приливной бурей, в которой гравитационные силы соседних планет скручивают и растягивают планету, обеспечивая ее энергией, необходимой для неустанной вулканической деятельности.

Это открытие раздвигает границы нашего понимания того, как планеты взаимодействуют со своими звездами. В то время как звезды обычно способствуют нагреву планет, TOI-6713.01 демонстрирует, что приливные силы также могут играть важную роль в нагреве теллурических планет.

Подробности исследования опубликованы в журнале The Astronomical Journal.