Астрономия

Астрономы наконец-то узнали, почему кольца Юпитера такие маленькие

В течение многих лет ученые задавались вопросом, почему у Юпитера нет таких толстых и ярких колец, как у его соседа Сатурна. Однако недавнее исследование предлагает убедительную гипотезу. По мнению астрономов, мы действительно должны винить луны Юпитера.

В Солнечной системе планета Сатурн очень четко выделяется своими кольцами. Однако они есть не только у него. Три других гиганта — Юпитер, Уран и Нептун — также окутаны одним или несколькими дисками из пыли и льда.

В этой выборке кольца самой большой планеты Солнечной системы являются наиболее незаметными, и их можно увидеть только с помощью специализированного астрономического оборудования. Мы не знали о существовании этих эфемерных колец до тех пор, пока более 40 лет назад мимо не пролетел зонд "Вояджер". Но почему они такие маленькие?

Используя новое компьютерное моделирование, исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде предлагают возможное объяснение: спутники Юпитера могли препятствовать отложению льда вокруг планеты.

Кольца Юпитера хорошо видны на этой инфракрасной фотографии, сделанной телескопом Джеймса Уэбба.

В рамках этой работы команда доктора Стивена Кейна хотела понять, почему кольца Юпитера такие слабые и были ли у гиганта когда-то более толстые кольца, прежде чем он каким-то образом их потерял. Чтобы выяснить это, исследователи разработали компьютерную симуляцию, учитывающую орбиту Юпитера, а также орбиты его четырех основных галилеевых спутников (Ганимед, Ио, Каллисто и Европа).

Планетарные кольца состоят в основном из льда, часть которого была доставлена кометами. Эта работа показала, что достаточно массивные орбитальные спутники могут вызывать выброс этого орбитального льда и притягивать его к себе своим гравитационным притяжением.

"Мы обнаружили, что галилеевы спутники Юпитера, один из которых - самый большой спутник в нашей Солнечной системе (Ганимед), очень быстро уничтожат любые крупные кольца, которые могут образоваться", — отмечает д-р Кейн. "Массивные планеты образуют массивные спутники, что не позволяет им иметь существенные кольца". Эти моделирования также привели исследователей к выводу, что маловероятно, что Юпитер имел большие кольца когда-либо в своей истории.

Теперь команда хотела бы провести такое же моделирование для изучения кольцевой системы Урана. Эта работа может показать, почему эта планета вращается вокруг Солнца иначе, чем другие объекты Солнечной системы. Ледяной гигант слегка наклонен на одну сторону, и, по мнению астрономов, этот необычный наклон является результатом древнего столкновения с другим объектом. Кольцевая система Урана может быть остатком этого удара.