Астрономия

Астроном-любитель обнаружил маленький спутник вокруг Юпитера

Недавно астроном-любитель обнаружил присутствие ранее неизвестного небольшого спутника вокруг Юпитера в данных, собранных Канадско-Французским Гавайским телескопом в феврале 2003 года. Этот объект объединяет группу Карме, которая включает несколько ретроградных спутников, движущихся вокруг планеты.

Еще четыре года назад мы считали, что Юпитер окружен 67 спутниками. Однако в 2018 году команда астрономов обнаружила двенадцать новых спутников вокруг гиганта, доведя число спутников Юпитера до 79. Как и в случае с другими спутниками Юпитера, те, которые вращаются в том же направлении, что и планета (как в данном случае), должны иметь название, оканчивающееся на букву "а", в то время как остальные имеют название, оканчивающееся на букву "е". Все эти спутники впоследствии были названы в честь потомков Зевса (Пандия, Эрса, Эйрена, Филофросина и Эвфема).

Но Юпитер, обладающий сильным магнитным полем, которое может захватывать на своей орбите большое количество космического мусора, может иметь десятки или даже сотни неоткрытых спутников на орбите вокруг себя. На самом деле, один из них был недавно замечен астрономом-любителем по имени Кай Ли. Это первый случай, когда астроном-любитель обнаружил спутник вокруг Юпитера.

Новый член группы Карме

Эта новый маленькии спутник входит в группу Карме. Это группа спутников Юпитера, которые имеют схожие орбиты и движутся ретроградно по полубольшим осям на расстоянии от 22 900 000 до 24 100 000 км. Другими словами, эти небольшие спутники движутся в направлении, противоположном вращению Юпитера, под экстремальным наклоном к плоскости орбиты планеты.

Карме - самый крупный спутник в этой группе, его диаметр составляет около 46 километров. По мнению исследователей, это астероид, который когда-то был захвачен гравитацией Юпитера. Считается, что остальные 22 члена группы Карме - это куски астероида, отделившиеся в результате столкновения.

Юпитер, сфотографированный в 1974 году космическим аппаратом "Пионер-11".

Астроном-любитель сделал свое открытие, проанализировав набор данных, собранных исследователями Гавайского университета с помощью телескопа Канада-Франция-Гавайи (CFHT) в 2003 году. Говорят, что Кай Ли уделил особое внимание изображениям, полученным в феврале этого года. В то время Юпитер находился в оппозиции к Солнцу относительно Земли. Таким образом, наша планета находилась в середине "прямой линии" между Солнцем и Юпитером, что позволило астрономам четко увидеть систему Юпитера, освещенную нашей звездой.

Затем Ли использовал последующие наблюдения с телескопа Субару, также расположенного на Гавайях, чтобы подтвердить, что объект действительно связан гравитацией Юпитера. В статье, посвященной презентации, Ли описал свое открытие как "летнее развлечение перед возвращением в школу".

Этот камень, 80-й спутник Юпитера, временно обозначен как EJc0061 в ожидании решения Международного астрономического союза. Как объяснялось выше, она будет иметь название, заканчивающееся на букву "е", поскольку движется в противоположном направлении от планеты.