Астрономия

Астероиды: может ли нас постигнуть та же участь, что и динозавров?

Астрономы недавно проанализировали траектории известных крупных астероидов, чтобы определить их потенциальную возможность столкновения с Землей. На первый взгляд, в течение нескольких столетий нам ничего не грозит. Однако не стоит вздыхать с облегчением слишком рано.

Столкновение с Чиксулуб

В научном сообществе широко распространено мнение, что удар астероида сыграл важную роль в вымирании динозавров в конце мелового периода. Считается, что камень диаметром около десяти километров врезался в Землю в районе полуострова Юкатан на территории современной Мексики.

В результате столкновения выделилось огромное количество энергии, эквивалентное миллиардам атомных бомб, что вызвало катастрофические последствия, включая образование кратера диаметром почти 180 километров и землетрясения огромной силы.

Огромное количество пыли, газа и частиц, выброшенных в атмосферу, также блокировали солнечный свет, вызвав глобальное охлаждение планеты и нарушение пищевой цепи. Без растений, лишенных света, травоядные постепенно погибли, что привело к недостатку добычи для хищников.

Удар Чиксулуб также вызвал гигантские цунами, затопившие прибрежные районы и нарушившие морские экосистемы. Кроме того, негативное влияние на морскую жизнь оказало подкисление океана в результате выброса диоксида серы.

В целом, по оценкам, более 75% всех видов на Земле вымерли в результате этого воздействия. Мы также знаем, что в Солнечной системе существуют тысячи астероидов. Вопрос в том, может ли то же самое произойти с нами? Недавно группа исследователей задалась этим вопросом.

В этом тысячелетии серьезного риска нет

В рамках этой работы исследователи NASA изучили положение и орбиты известных околоземных объектов диаметром более одного километра. Считается, что эти объекты способны нанести глобальный ущерб, потенциально полностью уничтожив наш вид. Недавно в одном из исследований было подсчитано, что при таком столкновении может высвободиться около 100 000 мегатонн энергии, что эквивалентно 6,6 миллиона ядерных взрывов Хиросимы.

Для данного исследования ученые попытались расположить эти астероиды по степени риска столкновения с ними в течение 1000 лет. Из анализа следует, что ни один из них (95% этих объектов уже известны) не будет представлять угрозу для Земли в течение этого периода. Однако некоторые из них все же потребуют мониторинга.

Согласно результатам исследования, астероид 7482 (1994 PC1) имеет самый высокий риск столкновения в течение следующих 1 000 лет. Команда подсчитала, что этот камень, диаметр которого оценивается примерно в 1,1 км, будет иметь около 0,0151% шанса оказаться на расстоянии Земля-Луна в течение следующего тысячелетия.

Однако новое исследование не охватывает более мелкие объекты, некоторые из которых могут причинить значительный ущерб. В ходе недавних исследований под руководством NASA было установлено, что даже астероид диаметром около 300 метров может вызвать хаос на континенте.