АстрономияНовости

Астероид прошел всего в 4 тыс. км от Земли, что в 100 раз ближе, чем Луна

В прошлый четверг в 17.25 по московскому времени астероид прошел очень близко от Земли, на расстоянии всего 4002 км, что примерно в 100 раз ближе, чем Луна, и в 5 раз ближе, чем искусственные спутники, находящиеся на орбите. Длина астероида, к счастью, не превышала 2 м, и он был слишком мал, чтобы представлять какую-либо опасность для нашей планеты. Более того, близкое прохождение изменило его траекторию, так что вероятность столкновения оценивалась в 0%.

Небольшой астероид, получивший название C9FMVU2, был первоначально обнаружен утром в четверг, 7 сентября, всего за несколько часов до того, как он пролетел мимо Земли на высоте всего 4002 километра со скоростью 13,6 километра в секунду. Это расстояние составляет примерно 1% расстояния Земля-Луна. Для сравнения: парк американских спутников GPS-навигации и позиционирования вращается на высоте 20 200 километров.

Размеры C9FMVU2 - около 2 м в длину и 0,9 м в ширину — настолько малы, что наблюдать его удавалось только в профессиональные телескопы. Пиковая яркость астероида составляла всего 12,7. Наблюдать его можно было только в Северном полушарии, на самом близком расстоянии. Теперь ни один наземный прибор не сможет его обнаружить из-за его элонгации (видимого угла по отношению к Земле), сообщает Европейское космическое агентство (ЕКА).

Объект был обнаружен в момент пролета над экватором, а затем над юго-восточной Азией, за несколько часов до того, как он достиг ближайшей точки — над Северным Ледовитым океаном в районе архипелага Шпицберген. В настоящее время астероид движется в сторону Солнца, что делает его еще более ненаблюдаемым. Благодаря своим размерам и траектории движения он не представляет для нас никакой опасности. "Он не представляет для нас никакой опасности, гравитация Земли навсегда определит его траекторию", — заявил Ричард Мойсль, директор ЕКА по планетарной защите.

Слепое пятно, мешающее обнаружению астероидов

На сегодняшний день обнаружено более 30 000 околоземных астероидов, из которых только около 2 300 считаются потенциально опасными. Для того чтобы объект действительно представлял угрозу, его длина должна превышать 140 м, а траектория движения должна проходить в пределах 20 лунных расстояний. Однако даже небольшие астероиды могут причинить ущерб при столкновении с нашей планетой. Так, например, Челябинский астероид в 2013 году разбил тысячи окон и косвенно ранил около 1500 человек, хотя его длина составляла всего 20 м.

Астрономы пытаются предвидеть эти столкновения, составляя карты всех обнаруженных околоземных астероидов и регулярно моделируя их отклонение. Последнее из таких исследований было проведено в первом квартале этого года. В нем моделировалось сближение с околоземной орбитой астероида диаметром несколько сотен метров. Сценарии траекторий движения объекта генерировались с помощью приложения NASA JPL/Aerospace NEO Deflection, предназначенного для изучения изменения скорости астероидов. Этот вид анализа используется для определения того, как и когда следует вмешаться в траекторию объекта, чтобы отклонить его и минимизировать возможный ущерб. Приложение также может быть настроено на расчет траекторий кинетических ударных элементов, используемых для поражения объектов ОСЗ (Объекты, сближающиеся с Землей) с целью их отклонения, а также массы устройств, которые могут быть запущены по этим траекториям.

Для реальных ситуаций существуют различные отклоняющие устройства, например, разработанный НАСА проект Double Asteroid Redirection Test (DART). В прошлом году с его помощью удалось изменить траекторию небольшого естественного спутника Диморфос, вращающегося вокруг астероида Дидимос. Однако, несмотря на технический прогресс и учения по прогнозированию, остается серьезное "слепое пятно", о чем свидетельствует астероид 2023 NT1, который был обнаружен только через 2 дня после сближения с Землей 13 июля. В этот угол в определенной степени попадает и C9FMVU2, который сейчас не поддается наблюдению. Разрабатываемая в настоящее время миссия ЕКА NEOMIR призвана преодолеть это ограничение и тем самым усовершенствовать нашу систему планетарной обороны.