Космонавтика

Астероид Бенну чуть не проглотил OSIRIS-REx

Астероид Бенну, который был целью миссии НАСА OSIRIS-REx по возвращению образцов астероидов, продолжал удивлять команду миссии, пока зонд изучал объект на расстоянии. Однако самый большой сюрприз произошел, когда OSIRIS-REx приземлился на поверхность для захвата образца материала.

21 октября 2020 года OSIRIS-REx совершил посадку на астероид Бенну на расстоянии более 300 миллионов километров от Земли. Космический аппарат медленно опускался по спирали, а затем "поцеловал" поверхность астероида примерно на шесть секунд, развернув механизм сбора образцов. На месте зонд собрал более шестидесяти граммов для возвращения на Землю.

После этого команда миссии потратила время на обработку данных, записанных приборами космического аппарата во время и после отбора проб. В двух статьях, опубликованных в журналах Science и Science Advances, подробно изложены последние данные о физических свойствах астероида.

Когда космический аппарат OSIRIS-REx опустился на поверхность Бенну, ученые и инженеры миссии были готовы к посадке на относительно твердую, похожую на гравий поверхность. К всеобщему удивлению, этого не произошло. На самом деле, оказавшись на поверхности, головка с образцом продолжала бы погружаться на глубину около пятидесяти сантиметров.

Один из самых удивительных выводов этих исследований заключается в том, что если бы космический аппарат не запустил свои двигатели вовремя, чтобы покинуть астероид сразу после сбора образцов породы и пыли, он бы буквально погрузился в астероид, как в зыбучие пески.

"Оказалось, что частицы, составляющие внешнюю поверхность Бенну, настолько рыхлые и слабо связанные друг с другом, что они ведут себя скорее как жидкость, чем как твердое тело", — казал Данте Лауретта из Аризонского университета.

С практической точки зрения, если бы вы шли по этому астероиду, вы бы почувствовали очень слабое сопротивление. Это было бы похоже на попытку пройти через яму, наполненную пластиковыми шариками, которые часто встречаются на детских игровых площадках.

К счастью, OSIRIS-Rex не попался. Если все пойдет по плану, он вернется на Землю в сентябре 2023 года.

Затем материал, который практически не изменился за 4,6 миллиарда лет, будет изучен с помощью самых современных приборов. Эти анализы могли бы рассказать нам больше о формировании нашей системы. Образцы также могут содержать ингредиенты, которые могли привести к эволюции жизни на Земле.

На этом путешествие космического корабля не закончится. После сброса капсулы с образцами OSIRIS нацелится на другую цель - Апофис.