Археология

Армянский Стоунхендж - одна из старейших обсерваторий в мире

Армения - страна, полная археологических находок. Место, где загадочные истории на каждом шагу, и большинство из них до сих пор хранят свои секреты. Одна из этих невидимых загадок - археологические раскопки Зорац-Карер.

Древний памятник расположен на площади около 70000 квадратных метров, недалеко от Дар-Дар и города Сисиан. Хотя его часто называют армянским Стоунхенджем, по словам экспертов, Зорац-Карер может быть даже более загадочным, чем он. Они считают, что это, вероятно, одна из старейших обсерваторий в мире, примерно на 3500 лет старше британского Стоунхенджа.

Место был заново открыто в 1984 году группой, возглавляемой археологом Оником Хикиняном. После нескольких месяцев работы Хккинян пришел к выводу, что Зорац-Карер, вероятно, древняя обсерватория. Более того, армянские археологи, астрономы и астрофизики со временем обнаружили, что в городах Меззамор и Анхегкот есть два похожих объекта, которые являются астрономическими.

В 1994 году Зорац-Карер был тщательно изучен профессором Пэрис Херуни, членом Национальной академии наук Армении и директором Института радиофизических исследований в Ереване. Команда описала 223 прямых камня, из которых 84 с просверленными в них отверстиями. Ученые также измерили географические координаты участка и его магнитные отклонения. Он также создал топографическую карту памятника, которая стала основой для последующих исследований. Возможно, наиболее значительным открытием команды профессора Херуни является несколько вертикальных каменных плит, которые, очевидно, связаны с астрономией. Исследователи поняли, что каменные плиты использовались для наблюдения за солнцем, луной и звездами. Их порядок соответствует восходу солнца, самой высокой точке и закату Солнца, Луны и некоторых из самых ярких звезд.

Каменные плиты представляют собой базальтовые породы, и хотя сегодня они сглажены под влиянием климатических условий, в древности они были хорошо сформированы и расположены в разных фигурах, условно называемых Северной и Южной рукой, центральным кругом, северо-восточной аллеей, ступенчатой системой кругов. Камни имеют высоту от 0,5 до 3 метров и вес до 10 тонн.

В период с 1994 по 2000 год Зорац-Карер был изучен рядом различных экспертов. Команда немецких археологов предположила, что это останки некрополя бронзового века или крепостной стены города периода эллинизма (от 323 до 30 лет до новой эры), но эти утверждения были отвергнуты большинством ученых.

По данным последних тестов, эксперты пришли к выводу, что Зорац-Карер не менее 7500 лет. Считается, что он был создан с целью проведения различных ритуалов в честь бога Солнца и понимания движения Солнца, Луны и звезд. Убеждения людей, которые его создали, были тесно связаны с астрономическими телами и явлениями. Используемые методы наблюдения были основаны на прецессии земной оси*, предполагая, что древний памятник использовался в качестве обсерватории в течение примерно 5500 лет.

Найденные артефакты на археологическом участке Зорац-Карер расположены в небольшом местном музее. Среди них есть камни петроглифов, символизирующие погребальные церемонии. Исследователи придерживаются мнения, что объект все еще скрывает много секретов. К сожалению, из-за отсутствия финансирования исследование древнего монумента было чрезвычайно медленным и трудным.