Археологи обнаружили святилище Одиссея на острове Итака

Археологи из Университета Янины, десятилетиями работающие на главном археологическом участке Агиос Афанасиос на греческом острове Итака, известном как Школа Гомера и расположенном в северной части острова, нашли место расположения святилища героя Одиссея — мифического царя Итаки, одного из ключевых персонажей «Илиады» и главного героя «Одиссеи», произведений Гомера.
Центральную часть участка представляет собой крупная скальная формация, находящаяся в районе с источниками воды. Раскопки проводились на двух террасах, соединённых двумя высеченными в скале лестницами, а также в нескольких точках на более низкой высоте. На Верхней террасе выделяются остатки эллинистической башни III века до нашей эры, в то время как на Большой террасе обнаружено крупное прямоугольное сооружение.
Самые ранние свидетельства человеческой деятельности на этом месте относятся к финальной неолитической фазе (конец V–IV тысячелетия до нашей эры) и включают несколько десятков кремневых артефактов, а также сотни фрагментов керамики. Что касается бронзового века, на данный момент идентифицированы несколько десятков фрагментов примерно 30 различных сосудов, датируемых концом XIV–XIII веками до нашей эры.
На участке также был обнаружен подземный источник с боковыми стенами, сложенными по технологии ложного свода из крупных блоков — один из немногих известных примеров такого рода. Исходя из его формы, конструктивных особенностей и находок внутри фрагментов сосудов позднемикенского периода, вероятно, он относится к дворцовому микенскому периоду, что подтверждается и более ранними исследованиями.
Это микенское поселение в Школе Гомера, вероятно, служило для контроля над портами и землями, а также для защиты и управления богатыми водными ресурсами региона. Оно могло быть частью сети из 7–8 микенских поселений, разбросанных по плодородной и хорошо связанной северо-западной части Итаки. Эта сеть, по-видимому, очерчивает основную зону городского центра острова в период микенских дворцов (XIV–XIII века до нашей эры).
Что касается исторического периода, наибольшее количество керамического материала относится к эллинистической и ранней римской эпохам (вплоть до I–II веков нашей эры). Среди фрагментов крупных сосудов идентифицированы восемь частей ритуальных ёмкостей, использовавшихся в греческих святилищах для омовений или очищений водой.
Помимо множества мелких предметов, среди находок — набор из 34 фрагментов глиняных подношений, несколько десятков глиняных грузил для ткацких станков, небольшой клад золотых украшений и другие предметы, в основном из бронзы. Более 100 монет из различных городов (III век до нашей эры — II век нашей эры) свидетельствуют о постоянном потоке посетителей на это место.
Также найдены тысячи фрагментов эллинистической и римской черепицы, 14 из которых имеют штампы с надписями на греческом и латинском языках. На одном из них сохранилась часть надписи и буква Δ, на другом — буквы ΔΗ, перевёрнутые (возможно, как аббревиатура слова «общественный»), а на двух других — часть имени Аполлона Агиея, что указывает на местный культ.

Обнаружены и фрагменты с надписями, содержащими имя ΟΔΥCCEOC (Одиссей в родительном падеже), а также, вероятно, в дательном падеже — ΟΔΥCCEI, возможно, от посвятителя. Кроме того, найден миниатюрный бронзовый бюст с чертами Одиссея, соответствующими его изображениям в греко-римском искусстве и на бронзовых монетах с Итаки IV–III веков до нашей эры.
Расцвет комплекса приходится на эллинистический и раннеримский периоды (вплоть до I–II веков нашей эры). Комплекс отличается массивными сооружениями на террасах, включающими впечатляющие резные архитектурные элементы, а также ниши для подношений или надписей, что свидетельствует об интенсивном использовании нижнего пространства в культовых целях.
Теперь эллинистический монументальный комплекс можно уверенно идентифицировать как святилище Одиссея на Итаке, упоминаемое — наряду с состязаниями в его честь (Одиссеи) — в декрете жителей Итаки около 207 года до нашей эры.
Спустя примерно столетие после обнаружения вотивной надписи ΕΥΧΗΝ ΟΔΥΣΣΕΙ («благодарение Одиссею») на фрагменте глиняной маски позднеэллинистического периода в пещере залива Полис, два новых эпиграфических свидетельства той же эпохи (ΟΔΥΣΣΕΟΣ и ΟΔΥΣΣΕΙ) о культе героя в северо-западной Итаке — в сочетании с остальными имеющимися данными — подтверждают существование здесь значимого общественного комплекса, игравшего центральную роль в религиозной, социальной и, возможно, политической жизни итакийцев в эллинистический и раннеримский периоды, а также выполнявшего более широкую функцию места паломничества.