Археологи обнаружили древние ритуальные куклы на пирамиде в Сальвадоре

Недавнее археологическое открытие в Сальвадоре может изменить представления о ритуалах и представлениях в Мезоамерике в период Среднего доклассического периода (около 400 г. до н.э.). Группа исследователей под руководством археолога Яна Шиманского из Варшавского университета обнаружила пять глиняных фигурок на вершине пирамиды на археологическом участке Сан-Исидро. Эти фигурки, отличающиеся выразительными чертами лица с открытыми ртами и, в некоторых случаях, высунутыми языками, привлекли внимание ученых своей необычной конструкцией: у трех из них головы съемные, с небольшими отверстиями на шее и макушке.
После детального анализа Шиманский выяснил, что, пропустив нить через эти отверстия, головы можно было поворачивать из стороны в сторону. Это позволяет предположить, что фигурки могли использоваться как анимированные куклы, способные имитировать пение, речь или ритуальные призывы.
Согласно радиоуглеродному анализу и изучению керамики, фигурки были захоронены в куполе пирамиды около 400 г. до н.э. В этот период мезоамериканские цивилизации, включая соседние майя, находились в переходной фазе, развивая письменность и иерархические структуры управления. Однако Сан-Исидро, по-видимому, сохранял более эгалитарную организацию, что вызывает вопросы о роли этих фигурок в их культурном контексте.
Фигурки относятся к стилю, известному как «Болинас», который ранее находили на различных археологических участках, хотя чаще в фрагментированном виде или в древних мусорных кучах. Важное открытие целых фигурок произошло в 2012 году на участке Такалик-Абах в Гватемале, где подобные куклы с подвижными головами были частью погребального подношения, символизирующего путешествие в загробный мир.
Фигурки из Сан-Исидро, высотой от 10 до 30 сантиметров, были расположены в ритуальной конфигурации. Хотя время и корни деревьев могли изменить их первоначальное положение, археолог Барбара Арройо отмечает, что их западная ориентация может быть связана с символикой заката и смерти в мезоамериканском мировоззрении.
Еще одним интересным аспектом является возможность использования этих фигурок в различных контекстах. Некоторые из них могли быть украшены тканевой или соломенной одеждой, миниатюрными украшениями и париками, что подчеркивает их роль в церемониальных представлениях. Шиманский предполагает, что смена нарядов позволяла фигуркам представлять разных персонажей, превращая их в «глиняных актеров».
Хотя некоторые из этих представлений могли иметь образовательный или развлекательный характер, подобно современным кукольным театрам, их конечное размещение на вершине пирамиды указывает на важную роль в религиозных церемониях. Возможно, они использовались в различных представлениях перед тем, как быть помещенными в священный контекст.
Чтобы лучше понять, как эти фигурки использовались в ритуалах, команда Шиманского продолжит раскопки в Сан-Исидро. Ученые предполагают, что этот участок мог быть торговым центром, где сходились различные культуры, языки и идеи из Центральной Америки и за ее пределами. В отличие от соседних обществ майя, где формировались монархии, Сан-Исидро, вероятно, придерживался более общинной модели организации, а куклы могли использоваться для представления разных голосов в этом эгалитарном обществе.