ГеологияНовости

Арголанд выходит на поверхность: повторное открытие континента, потерянного 155 миллионов лет назад

Геологи раскрыли тайну Арголанда — континента, который был потерян в течение миллионов лет. Отделившись от Западной Австралии, он распался на части. Сейчас его "останки" разбросаны по всей Юго-Восточной Азии. Это открытие проливает свет на историческую тектоническую динамику. Оно также может помочь нам понять влияние прошлого на биоразнообразие и климат.

Понимание нашей планеты и ее сложной геологической истории имеет решающее значение для расшифровки этапов ее эволюции. Недавно два геолога, Элдерт Адвокаат и Доув ван Хинсберген, работающие в Утрехтском университете (Нидерланды), совершили значительный прорыв, разгадав загадку Арголанда — континента, который был "потерян" в течение 155 млн. лет.

Этот континент, некогда примыкавший к Западной Австралии, распался, и его останки были найдены разбросанными по всей Юго-Восточной Азии. Это важное открытие позволяет по-новому взглянуть на тектонические движения прошлого и их последствия для биоразнообразия и климата. Результаты исследования опубликованы в журнале Gondwana Research.

Загадочное исчезновение Арголанда

Геологам давно известно, что около 155 млн. лет назад от Западной Австралии откололся кусок континента длиной 5 тыс. км и ушел в дрейф. Этот откол не был простым сползанием. Тектонические силы буквально растянули и оттолкнули Арголанд от его первоначального положения. Структура морского дна показывает, что этот континент должен был дрейфовать в северо-западном направлении, вплоть до островов Юго-Восточной Азии.

Однако под этими островами не скрывается крупный континент, а лишь остатки небольших континентальных фрагментов, окруженных гораздо более древними океаническими бассейнами. Для сравнения: хотя Индия также отделилась от суперконтинента Гондвана, она не подверглась такой интенсивной фрагментации, как Арголенд.

Частичная реконструкция Арголандского дрейфа с возвращением в прошлое до 215 млн. лет назад, когда его фрагментация ускорилась.

Поиски понимания того, что произошло с Арголандом, были долгими и трудными. Доказательства существования Арголанда были очень тонкими... Геологи обнаружили огромную подводную "пустоту", известную как Абиссальная равнина Арго, как главный ключ к существованию Арголанда в прошлом. Эта пустота, представляющая собой глубокую океаническую впадину, свидетельствовала об отсутствии некогда существовавшего здесь массива суши. Несмотря на это, конкретные доказательства существования Арголанда до сих пор не найдены.

Поиски Арголанда

Поиски Арголанда привели ученых к раскопкам в отдаленных районах Юго-Восточной Азии. Элдерт Адвокаат и его команда из Утрехтского университета провели обширные геологические экспедиции, в основном в Индонезии и Мьянме. Там они обнаружили фрагменты того, что когда-то было огромным континентом. Они оказались на своих нынешних местах примерно в одно и то же время, что позволяет понять, как они когда-то были связаны между собой. Эти куски земли, разбросанные и скрытые под пышной растительностью, поставили перед исследователями серьезную задачу: как из этих разрозненных фрагментов можно воссоздать континент?

Как сообщается в пресс-релизе Утрехтского университета, исследовательская группа потратила на эту задачу семь кропотливых лет. Каждый обнаруженный фрагмент представлял собой дополнительную часть пазла, но в то же время ставил новые задачи. В отличие от других континентов, распавшихся на крупные куски, Арголанд распался на множество мелких фрагментов.

Такая фрагментация характерна для микроконтинентов. Арголанд никогда не был единым, четко очерченным и целостным континентом, а представлял собой "Аргопелаг", состоящий из микроконтинентальных фрагментов, разделенных более древними океаническими бассейнами. Дуве ван Хинсберген говорит: "Фрагментация Арголанда началась около 300 млн. лет назад".

Решенная головоломка идеально вписывается в соседние геологические системы Гималаев и Филиппин. Исследование также объясняет причину фрагментации Арголанда: считается, что процесс фрагментации ускорился около 215 млн. лет назад, когда континент распался на мелкие кусочки. Геологи провели полевые работы на нескольких островах, включая Суматру, Андаманские острова, Борнео, Сулавеси и Тимор, чтобы проверить свои модели и определить возраст основных толщ горных пород.

Последствия повторного открытия

По мнению Элдерта Адвокаата, траектория движения и фрагментация Арголанда могут дать ценные сведения о климатических условиях в регионе, когда континент еще существовал. Ведь тектонические движения влияют на океанические течения, циркуляцию атмосферы и, как следствие, на климат.

Ван Хинсберген подчеркивает важность этого нового открытия для нашего глобального понимания тектоники плит и для поиска сырья. Оно также позволяет взглянуть на то, как формируются, перемещаются и в конечном итоге исчезают континенты, и как эти процессы влияют на биоразнообразие и эволюцию экосистем.

ВИДЕО: "В поисках Арголанда: как затерянный континент всплыл на поверхность". Восстановление и последующий дрейф.