Астрономия

Анализ метеорита обнаружил неизвестный объект в солнечной системе

Анализ небольшого фрагмента метеорита, упавшего на Землю дюжину лет назад, выявил новое родительское тело, когда-то такое же массивное, как карликовая планета Церера.

В 2008 году астероид (2008 TC3) диаметром около четырех метров и весом около девяти тонн вошел в атмосферу Земли, а затем взорвался более чем на 600 метеоритов над Суданом, что представляет собой около десяти килограммов образцов. Исследователи Юго-Западного научно-исследовательского института в Техасе (США) смогли восстановить небольшой кусок одного из этих метеоритов (AhS 202, 50 миллиграммов). После полировки они использовали инфракрасный микроскоп для изучения его состава. Подробности этой работы опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Массивное родительское тело

Спектральный анализ выявил ряд минералов, особенно амфибол, которые могут образовываться только в определенном диапазоне температур и давлений, а также при длительном и значительном присутствии воды. Такой минерал обнаружен в метеорите такого типа впервые.

Поскольку эти условия не могут быть предложены в небольших телах Солнечной системы, присутствие этого минерала предполагает, что он должен был образоваться в массивном объекте, который с тех пор был разрушен. По оценкам исследователей, это материнское тело было от 640 до 1800 километров в диаметре. Они проводят параллель с Церерой и ее 950 километрами, самой маленькой из известных карликовых планет в Солнечной системе, которая также считается самым большим объектом в главном поясе астероидов.

"Углеродистые хондритовые метеориты регистрируют геологическую активность на ранних этапах существования Солнечной системы и дают представление об истории их родительского тела", — говорит Вики Гамильтон, ведущий автор исследования. "В некоторых из этих метеоритов преобладают минералы, которые указывают на воздействие воды при низких температурах и давлениях. Состав других метеоритов указывает на потепление в отсутствие воды. С другой стороны, свидетельства метаморфизма в присутствии воды в промежуточных условиях практически отсутствовали".

Микрофотография, показывающая кристаллы амфибола оранжевого цвета.

Состав этого метеорита действительно удивляет, но он может быть не таким уж "исключительным". Астероид Рюгу, посещаемый японским зондом Хаябуса-2, и астероид Бенну, посещаемый американским зондом OSIRIS-Rex, обладают характеристиками, свидетельствующими о длительном воздействии воды. Оба космических аппарата недавно собрали пробы (те, что с "Хаябуса-2" приземлились в начале этого месяца). Исследователи в скором времени смогут их проанализировать и подтвердить (или нет) их сходство с этим метеоритом.