Определения

Аккреционный диск

Вид гигантской звезды с белым карликом. Карлик отрывает вещество от гиганта, и формируется аккреционный диск.

Аккреционные диски состоят из диска вещества, а именно газа и иногда пыли, вращающегося вокруг центрального небесного объекта. Это материальные структуры, которые встречаются почти повсеместно в астрофизике. Их можно увидеть вокруг звездных и сверхмассивных черных дыр, а также вокруг белых карликов и нейтронных звезд.

Формирование планет и аккреционного диска

Особенно важным типом аккреционного диска является тот, который формируется вокруг протозвезд и в котором рождаются зародыши планет. Поэтому их называют протопланетными дисками. Эти диски содержат газ и пыль. Примерно через десять миллионов лет такой диск теряет большую часть своего газа и превращается в диск обломков, в котором завершают свое формирование молодые планеты.

Представление художника о протопланетном диске вокруг молодой звезды. Газовый гигант уже хорошо сформирован, внизу слева.

Аккреционные диски компактных звезд

Вокруг компактных звезд аккреционные диски являются местом более энергичных явлений. Вязкость вещества заставляет его рассеивать гравитационную энергию в виде электромагнитных волн из-за трения. Такое же рассеяние энергии приводит к тому, что материя по спирали падает на центральное тело. Когда речь идет о двоичной системе с материей, вырванной из звезды гравитационными приливными силами белого карлика, последний иногда может превратиться в новую звезду или даже в сверхновую типа Ia.

Когда дело доходит до черной дыры или нейтронной звезды, рассеивание энергии в диске приводит к сильному излучению в рентгеновской области, и часто именно таким образом обнаруживается черная дыра, независимо от того, имеет ли она звездное или галактическое происхождение.

Квазары, которые являются сверхмассивными черными дырами, окружены аккреционным диском с особенно высоким рассеиванием энергии в виде световых волн.