Природа

В Австралии испытывают роботизированную систему для спасения Большого Барьерного рифа

В Австралии начались испытания новой роботизированной системы, созданной для восстановления повреждённых участков Большого Барьерного рифа, пострадавших от повторяющихся процессов обесцвечивания. Инициатива, которой руководят Австралийский институт морских наук (AIMS) и партнёры по Программе восстановления и адаптации рифа (RRAP), направлена на расширение масштабов высадки молодых кораллов. Для этого объединены многолетние экологические исследования и достижения в области морской робототехники и искусственного интеллекта.

Разрабатываемая технология, известная как Система наведения для развёртывания (Deployment Guidance System, DGS), предназначена для размещения сотен тысяч выращенных в аквакультуре кораллов-мальков в тех местах, где у них наибольшие шансы выжить и достичь зрелости. Эта работа опирается на многолетние усилия учёных и инженеров AIMS, которые разрабатывали устройства для «посева» кораллов, совершенствовали методы выращивания личинок и сотрудничали с местными сообществами.

Роботизированная система интегрирует данные моделей, сенсоры и элементы автоматизации для выявления оптимальных мест и высадки кораллов на обширных участках рифа. Она выбирает перспективные точки с помощью компьютерной модели, созданной на основе экологических знаний. По прибытии судна в заданный район камеры и анализ искусственного интеллекта в реальном времени оценивают состояние морского дна и направляют систему для сброса устройств с кораллами в наиболее подходящий момент.

Как пояснил инженер проекта AIMS доктор Бен Мошириан, этот подход представляет собой целый комплекс технологий, объединённых в рабочий процесс для повышения эффективности усилий по засеву кораллов. Цель состоит в том, чтобы устройства для посева кораллов размещались точно и безопасно в заранее определённых локациях. Сами устройства представляют собой небольшие керамические конструкции, несущие плитки, на которых оседают молодые кораллы. Они защищают кораллы на самых ранних стадиях жизни, что даёт им гораздо больше шансов по сравнению со случайным оседанием личинок на повреждённых участках рифа.

Система DGS спроектирована так, чтобы сбрасывать каждое устройство в пределах чётко заданного радиуса от подходящего микроучастка, что является уровнем точности, которого сложно достичь вручную при крупных работах. При этом в AIMS подчёркивают, что система создана для поддержки, а не замены человеческих команд. Она может обеспечивать автономное наведение судна, подобно автопилоту, и автоматически сбрасывать устройства. Однако команды восстановительных проектов могут и самостоятельно вернуться к отмеченным системой местам для проведения работ. Функция геотегирования также облегчает долгосрочный мониторинг, позволяя учёным наблюдать за ростом кораллов в точных локациях.

Для принятия решений система использует знания, накопленные за последние пять лет различными группами программы RRAP, а также системы искусственного интеллекта, совместно разработанные Технологическим университетом Квинсленда и AIMS. В настоящее время идут испытания на пятиметровых судах в прибрежных водах и на меньших лодках, обычно используемых на внешних рифах. Эти тесты оценивают возможности системы в реальных условиях. Пока испытания ограничены судами с экипажем, но в будущем институт надеется адаптировать систему для работы с автономными надводными аппаратами, что значительно расширит масштабы восстановительных работ.

Доктор Мошириан охарактеризовал проект как пример тесного взаимодействия человека и машины, где технологии помогают учёным достичь эффекта в масштабах, ранее труднодостижимых. Он также отметил коллаборативную природу инициативы, объединившей специалистов из множества областей. В случае успеха система позволит более широкому кругу операторов, включая представителей коренных народов и туристические компании, не обладающие специализированными исследовательскими судами, участвовать в будущих миссиях по восстановлению рифа.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button