Starship готовится к финальному полету версии Block 2

Компания SpaceX официально объявила дату одиннадцатого испытательного полета космической системы Starship, который станет последним для версии Block 2. Эта версия, оказавшаяся довольно неудачной, была охарактеризована рядом технических проблем и взрывами как во время наземных испытаний, так и в полете. Несмотря на трудности, Block 2 предоставила SpaceX бесценные данные для лучшего понимания структурных ограничений корабля, что будет иметь фундаментальное значение для разработки следующего поколения. Новая версия, как ожидается, дебютирует до конца года при условии, что работы по завершению второй пусковой площадки (Pad 2) на Starbase пройдут без задержек.
Таким образом, программа Starship приближается к переходному этапу. После одиннадцатого запуска может пройти не менее двух месяцев до следующего полета. Однако в это время Starbase остается чрезвычайно активной: испытания инфраструктуры и компонентов будущих версий Starship продолжаются в напряженном темпе.
Одиннадцатый полет запланирован на ночь с 13 на 14 октября. Пусковое окно откроется в 02:15 14 октября и, судя по предыдущему опыту, продлится около часа, так как SpaceX не уточнила этот параметр. Как ускоритель Booster 15, так и корабль Ship 38 уже успешно прошли статические огневые испытания. Super Heavy запустил все 33 двигателя Raptor 7 сентября, в то время как Starship провела свое испытание 22 сентября.
Профиль полета останется таким же, как и в предыдущих миссиях: и Booster 15, и Ship 38 выполнят контролируемую посадку на воду. После успеха, достигнутого 27 августа, SpaceX слегка изменила цели для предстоящего полета. Booster 15 станет вторым повторно использованным ускорителем Super Heavy — он был восстановлен после полета в марте — и на нем будут установлены 24 двигателя Raptor, которые уже летали как минимум один раз. Новыми будут только 9 двигателей. С помощью Booster 15 SpaceX испытает новую конфигурацию использования двигателей Raptor на последней фазе возвращения, которая будет реализована в следующем поколении Super Heavy.
После успешного входа в атмосферу Booster 15 должен будет запустить 13 двигателей Raptor, как это было и раньше. Однако затем большинство из них будет отключено, и спуск продолжится уже на 5 двигателях, а не на 3, как в предыдущих возвращениях. SpaceX увеличила количество работающих двигателей на этой фазе для большей избыточности и безопасности при контроле над Super Heavy. В этот раз не будет предпринята попытка посадки на механизм Mechazilla, что объясняется несколькими причинами. Поскольку это последний полет версии Block 2, у SpaceX нет практической необходимости возвращать ускоритель, который не может быть использован с Block 3. Кроме того, после полета компания планирует немедленно начать реконструкцию первой пусковой площадки, и ее повреждение при попытке посадки стало бы проблемой. Наконец, это возможность собрать как можно больше данных, подвергнув ускоритель особым и опасным условиям входа.
Для Ship 38 цели будут почти идентичны тем, что были у Ship 37. Во время одиннадцатого полета мы можем снова стать свидетелями отделения восьми макетов спутников Starlink и пробного запуска двигателя Raptor в космосе, но самой важной частью станет возвращение.
То, что SpaceX изменила по сравнению с августовской миссией, касается входа корабля в атмосферу. Ship 37 выполняла контролируемое приводнение после входа в атмосферу под большим углом атаки, чтобы испытать структурные пределы Starship. Ship 38 же должна «имитировать путь, который Starship будет совершать при будущих возвращениях на Starbase». Это означает, что корабль будет следовать номинальному профилю возвращения. Тем не менее, во время входа в атмосферу SpaceX проведет испытания теплового щита. Для этого часть тепловой плитки в зонах, где она крепится не механически, а с помощью специального клея, была удалена. Это позволит целенаправленно испытать на прочность наиболее уязвимые участки корабля. На последней фазе спуска Ship 38 выполнит манёвр, названный «динамическим креном». Также будут испытаны алгоритмы субзвукового наведения, которые позволят кораблю достичь заданной точки приводнения в Индийском океане. Эти испытания станут фундаментальными для будущих прототипов и первой попытки захвата корабля в полете, которая, по словам Илона Маска, должна произойти между 13-й и 15-й миссиями.
На Starbase продолжается активная подготовка к будущим запускам. Вторая пусковая площадка (Pad 2) оживает: начались первые испытания системы водяного подавления вибраций и тепла. Ключевым отличием новой площадки является наличие насосов рекуперации, которые возвращают большую часть использованной воды обратно в резервуары, что позволяет избежать постоянных поставок воды автоцистернами и поддерживать высокую частоту запусков. SpaceX приближается к завершению работ на Pad 2, хотя такие важные элементы, как рычаг быстрого отключения (Quick Disconnect Arm) для заправки корабля, еще предстоит установить.
Параллельно на территории Starbase быстро возводится массивное сооружение, известное как «Мегабункер», которое может служить для размещения критически важной электроники или в качестве убежища для персонала. На сборочной площадке продолжаются работы над «Гигабей» — зданием, где будут компоноваться и собираться все секции прототипов, произведенных на Starfactory. В то же время строительство аналогичного здания во Флориде находится на более продвинутой стадии.