Ученые: трудности с восприятием речи в шуме могут быть связаны с интеллектом, а не со слухом

Ученые установили, что трудности с восприятием речи в шумной обстановке, например, когда одновременно говорят несколько человек, могут быть связаны не со слухом, а с когнитивными способностями, в частности с уровнем интеллекта. Исследование показало, что люди с более высокими показателями IQ демонстрируют лучшую способность различать речь на фоне других голосов по сравнению с теми, чей IQ ниже, даже при одинаковых клинических показателях слуха.
Исследовательская группа предполагает, что полученные результаты могут помочь людям с более низкими когнитивными способностями. Например, это может побудить педагогов оценивать условия окружающей среды, которые могут «перегружать порог сложного слухового восприятия» таких учащихся, и соответствующим образом адаптировать их, например, изменяя положение ученика в классе для улучшения концентрации внимания и слуха.
Поводом для исследования стали жалобы людей с аутизмом и фетальным алкогольным синдромом на неспособность выделять один голос среди нескольких говорящих. Поскольку в этих группах наблюдается широкий разброс показателей IQ, ученые выдвинули гипотезу, что проблема может быть связана не со слухом, а с когнитивной обработкой информации.
Для проверки этой теории были привлечены 10 человек с аутизмом, 12 — с фетальным алкогольным синдромом и 27 нейротипичных добровольцев аналогичного возраста и пола для контрольной группы. Возраст участников составил от 13 до 47 лет. Сначала исследователи под руководством Бонни Лау, профессора оториноларингологии Вашингтонского университета, проверили слух всех участников и подтвердили, что он находится в пределах нормы.
Затем добровольцы прошли сложный слуховой тест. В наушниках они слышали, как один мужской голос (основной говорящий) выделялся на фоне двух других голосов, которые могли быть либо одного мужского пола, либо мужским и женским. Все голоса произносили одну и ту же фразу с кодовым словом, цветом и числом, например: «Готов, Орел, иди к зеленой пятерке». Задача участников заключалась в том, чтобы следить на экране компьютера за указаниями именно основного голоса, отмечая соответствующие его командам параметры и игнорируя фоновые голоса. После теста каждый участник прошел стандартизированное тестирование интеллекта.
Анализ данных выявил четкую закономерность: 49 добровольцев с более низкими когнитивными способностями испытывали значительно большие трудности с выделением речи основного говорящего из конкурентного шума. Эта корреляция была наиболее выражена среди участников с самыми высокими и самыми низкими показателями IQ. Бонни Лау пояснила, что взаимосвязь между когнитивными способностями и восприятием речи наблюдалась во всех трех группах, независимо от диагноза.
С точки зрения когнитивных процессов это объяснимо. Первая задача при слушании в толпе — разделить речевые потоки и сфокусироваться на нужном говорящем, подавляя характеристики конкурирующего шума. Затем необходимо понять смысл слов с лингвистической точки зрения, расшифровывая фонемы, слоги и слова, а также демонстрируя смысловую реакцию. Все эти факторы увеличивают когнитивную нагрузку при общении в шуме.
Авторы исследования отмечают необходимость дальнейших изысканий из-за относительно небольшого размера выборки и других ограничений. Однако понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди с низким IQ в шумных ситуациях, уже сейчас может помочь педагогам и другим специалистам разрабатывать стратегии для снижения когнитивной нагрузки. Эта работа дает надежду людям, которые думали, что проблема в снижении слуха, указывая на другой возможный фактор и предлагая пути для смягчения проблемы. Как заключила Лау, не обязательно иметь потерю слуха, чтобы испытывать трудности с восприятием речи в ресторане или другой сложной обстановке.
Исследование было опубликовано в журнале PLOS One.