Природа

90% населения Земли к концу века столкнется с засухой и экстремальными температурами

Повышение температуры вызывает каскады климатических явлений на глобальном уровне, угрожая биоразнообразию, обществу и экономике. Решения о мерах по борьбе с глобальным потеплением обычно принимаются на основе сценарных оценок для каждой угрозы в отдельности. Однако, поскольку климатические явления взаимозависимы, по оценкам ученых, в сочетании с экстремальными засухами негативные последствия повышения температуры значительно выше, чем при рассмотрении этих угроз по отдельности. В этом смысле новые оценки Оксфордского университета показывают, что к концу века 90% населения Земли будет страдать от экстремальных тепловых волн и засухи даже при самых низких сценариях выбросов углерода.

Глобальное потепление, пожалуй, является одной из самых больших угроз для будущих поколений, и его последствия постепенно дают о себе знать. Во многих частях мира наблюдаются рекордные летние температуры, которые были немыслимы еще 10 лет назад. Индийский полуостров попал в заголовки газет в мае 2022 года, когда пиковая температура достигла 43,5 °C, что стало самым высоким показателем почти за 122 года.

По оценкам ученых, при нынешних темпах роста температуры к 2100 году Земля превысит порог пригодности для жизни, и многие регионы (включая Индийский полуостров, Африку к югу от Сахары, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.) станут негостеприимными для человека большую часть года.

Угрозы экосистемам

Очевидно, что эти температурные рекорды представляют значительную угрозу для экосистем, которые поддерживают биоразнообразие, а также обеспечивают жизненно важные экосистемные услуги для человека. Многие экосистемы, такие как коралловые рифы, уже ощущают на себе влияние этого увеличения.

Большинство оценок будущих угроз основаны на отдельных событиях. Однако повышение температуры связано со многими другими явлениями, такими как засуха и опустынивание, которые связаны, прежде всего, с уменьшением доступности пресной воды.

Следует также помнить, что связывание углерода зависит от целостности экосистем. Чем более нетронутой и биологически разнообразной является экосистема, тем выше ее способность связывать углерод. Многие исследования также показывают, что первичные образования, а также виды, являющиеся родными для региона, развили сложные корневые системы, что позволяет им лучше связывать углерод, чем вторичным экосистемам. Поддержание целостности этих растительных экосистем сильно зависит от наличия пресной воды, которой также напрямую угрожает засуха.

По словам исследователей нового исследования, если рассматривать рост температуры и экстремальную засуху вместе для новой оценки, последствия для экосистем гораздо серьезнее, чем считалось ранее. "По прогнозам, частота экстремальных бедствий возрастет в десять раз в глобальном масштабе из-за совместного воздействия потепления и уменьшения запасов воды на суше при самых высоких сценариях выбросов", — говорит Цзябо Инь, профессор Оксфордского университета и ведущий автор нового исследования.

По мнению исследователей, снижение доступности воды, вероятно, играет более важную роль в снижении связывания углерода, чем экстремальные температуры. Согласно их отчету, более 90% населения Земли подвергается возрастающему риску до конца этого столетия (включая серьезные экономические потери), даже при самом низком сценарии выбросов углерода.

Последствия для мировой экономики

Следует также помнить, что глобальное потепление имеет прямые и косвенные последствия для мировой экономики, а не только для биоразнообразия. Негативные последствия повышения температуры и засухи будут гораздо сильнее для наиболее уязвимых групп населения, проживающих в сельской местности. Например, большинство этих людей ведут натуральное сельское хозяйство (в некоторых частях мира) и сильно зависят от имеющихся водных ресурсов. Кроме того, экосистемы, деградировавшие в результате засухи, больше не способны оказывать жизненно важные услуги человеку, что ложится тяжелым бременем на экономику беднейших стран.

В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах будущие сценарии засух и тепловых волн, вероятно, еще больше усилят социальное неравенство. Кроме того, стихийные бедствия становятся все более частыми по мере потепления климата. Более того, зачастую именно беднейшие страны нуждаются в наибольшей помощи, иногда им приходится влезать в долги, чтобы отреагировать на эти бедствия.

При принятии решений по целям устойчивого развития необходимо учитывать все имеющиеся и актуальные научные данные. Результаты нового исследования, описанного в журнале Nature Sustainability, возможно, показывают еще не изученную сторону медали.