АстрономияНовости

60-метровый астероид пролетел мимо Земли и был обнаружен только через два дня

Астероид 2023 NT1, пролетевший мимо Земли 13 июля 2023 г., свидетельствует о недостатках нашей системы обнаружения астероидов, поскольку он был обнаружен только через два дня. Учитывая его размеры, ущерб мог быть катастрофическим. Это событие подчеркивает необходимость совершенствования системы наблюдения за космическим пространством. К счастью, в настоящее время ЕКА готовит миссию NEOMIR, целью которой является обнаружение астероидов, летящих со стороны Солнца - своеобразного слепого пятна для наших обсерваторий. Эта инициатива может улучшить управление рисками, связанными с астероидами, и повысить нашу готовность к встрече с этими небесными угрозами.

Астероиды - космические камни, обращающиеся вокруг Солнца, — часто воспринимаются как далекие и безобидные спутники. Однако их периодическое приближение к нашей планете может напомнить нам об их разрушительном потенциале. 13 июля 2023 года, когда жизнь на Земле текла своим чередом, в космосе произошло событие огромной важности, о котором все не подозревали. Астероид 2023 NT1 "задел" Землю, пройдя на относительно близком расстоянии.

Это событие, которое было обнаружено только через два дня после пролета астероида, показало, насколько ограничены наши возможности по наблюдению за этими угрозами из космоса. Столкнувшись с этой проблемой, Европейское космическое агентство (ЕКА) готовит амбициозную миссию NEOMIR, призванную усовершенствовать нашу систему обнаружения астероидов.

Крупное космическое событие, оставшееся незамеченным

Астероид 2023 NT1 прошел в опасной близости от нашей планеты на расстоянии четверти расстояния, отделяющего нас от Луны. Несмотря на внушительные размеры, он оставался незамеченным до тех пор, пока не оказался на значительном расстоянии от нас. Имея размеры, сопоставимые с размерами самолета (по оценкам, около 60 м), он мог бы нанести значительный ущерб при столкновении с Землей.

Траектория движения астероида.

Астероид 2023 NT1 был обнаружен только через два дня после его ближайшего сближения. Такое позднее обнаружение служит ярким напоминанием о нашей уязвимости перед космическими угрозами. Несмотря на все наши технологические и научные достижения, мы по-прежнему находимся во власти этих объектов, которые могут появиться из ниоткуда. Поэтому важно продолжать совершенствовать системы обнаружения и наблюдения за астероидами.

Слепое пятно в нашей космической обороне

Астероид 2023 NT1 прибыл из места, которое нам трудно отслеживать: со стороны Солнца. Эта область космоса особенно трудна для наблюдения из-за сильной яркости нашей звезды. Ее излучение может затмевать небольшие, менее светящиеся объекты, такие как астероиды, что делает их крайне трудными для обнаружения.

Астероиды видны, если они отражают солнечный свет, который мы можем обнаружить с Земли. Однако чем ближе они находятся к Солнцу, тем труднее их увидеть. Наша звезда маскирует слабый свет, отраженный от астероида, особенно если он небольшой. Это похоже на попытку заметить маленькую горящую свечу рядом с прожектором: свет от свечи просто заглушается гораздо более ярким свечением прожектора. Именно по этой причине астероид 2023 NT1 не был обнаружен до тех пор, пока не прошел в непосредственной близости от Земли.

Проекты по повышению бдительности

В связи с угрозой, которую представляют астероиды для нашей планеты, несколько космических агентств мира предприняли шаги по усилению возможностей их обнаружения. Эти усилия направлены на повышение способности обнаруживать потенциально опасные астероиды задолго до их сближения с Землей, что дает нам время принять меры для предотвращения столкновения, например, изменить орбиту, как это было сделано в рамках проекта DART.

Среди таких инициатив Европейское космическое агентство (ESA) готовит амбициозную миссию NEOMIR. Эта миссия, запуск которой запланирован на 2030 год, предназначена специально для обнаружения астероидов, прибывающих со стороны Солнца. Для достижения этой цели NEOMIR предполагает размещение космического телескопа между Землей и Солнцем. Из этого положения будет легче наблюдать за областью вокруг Солнца, не ослепляясь его яркостью. Телескоп будет работать как система раннего предупреждения, способная обнаруживать астероиды размером 20 и более метров, невидимые с поверхности Земли.

NEOMIR, орбитальный астероидный наблюдатель © ESA

Важность раннего обнаружения астероидов

Раннее обнаружение астероидов является важнейшей частью нашей планетарной обороны. Чем раньше обнаружен астероид, тем больше времени у нас есть для изучения его траектории, оценки степени опасности и, при необходимости, принятия мер по предотвращению столкновения. Раннее обнаружение тем более важно, что даже небольшой астероид при столкновении с Землей может нанести значительный ущерб.

Ярким примером того, какую угрозу могут представлять даже небольшие астероиды, является Челябинский метеорит. Этот объект диаметром всего 20 м взорвался в небе над российским городом Челябинском в 2013 году. При взрыве выделилась энергия, эквивалентная примерно 30 атомным бомбам Хиросимы, в результате чего около 1500 человек получили ранения и тысячи зданий были повреждены. Это был самый крупный космический камень, упавший на Землю за более чем столетний период. По статистике, камни такого размера падают на Землю примерно раз в 50-100 лет.

Челябинский инцидент стал суровым напоминанием об угрозе, которую представляют собой астероиды, даже небольшие. Так же как и инцидент с астероидом 2023 NT1, он подчеркивает важность бдительности и готовности перед лицом космических угроз. К счастью, работы по совершенствованию систем наблюдения за космическим пространством ведутся полным ходом в рамках проекта NEOMIR.