Геология

58 миллионов лет назад гигантский астероид врезался в Гренландию

Первоначально считалось, что этот огромный кратер шириной более 30 километров был результатом удара астероида, произошедшего всего несколько тысяч лет назад. В действительности согласно новым исследованиям, катастрофа произошла 58 миллионов лет назад.

Кратер, погребенный подо льдом

Вы найдете его под ледником Гайавата на северо-западе Гренландии, на глубине около 500 метров. Замеченный семь лет назад с помощью сверхширокополосной радарной системы, разработанной Центром дистанционного зондирования ледяных щитов (CReSIS) Канзасского университета, он имеет диаметр около 31 км и, как полагают, был вырезан километровым железным астероидом. Но когда произошло это воздействие?

Частицы древесного угля, собранные из ледниковых талых вод, первоначально оценивались как происходящие от видов растений, развивавшихся в течение плейстоцена. Основываясь на этих данных, исследователи предположили, что кратер Гайавата мог образоваться около 13 000 лет назад, что могло привести к началу периода глобального похолодания, известного как поздний дриас.

Тогда этот сценарий полностью соответствовал так называемой гипотезе "космического удара более молодого дриаса". Это противоречивая теория, предложенная в 2007 году, которая связывает возвращение ледниковых условий по всей планете, вымирание плейстоценовой мегафауны и исчезновение культуры Кловис в Северной Америке с ударным фактором, ударившим по Земле в конце последнего ледникового периода.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Science, группа специалистов из Музея естественной истории Дании, Университета Копенгагена и Шведского музея естественной истории в Стокгольме попыталась определить реальный возраст кратера, изучив отложения в талой воде, которые заметно пострадали от удара астероида. К ним относятся песчинки из частично расплавленных пород и мелкие камни, содержащие так называемые "ударные" кристаллы циркона.

Кратер шириной 31 км. Фото: Канзасский университет

Затем исследователи датировали этот осадочный материал, нагрев его лазером для высвобождения аргона. Проанализировав различные изотопы аргона в образце, они определили, что породы, из которых был создан песок, подверглись жестокому воздействию 58 миллионов лет назад. За восемь миллионов лет до этого еще более крупный астероид упал на территорию современной Мексики, вызвав вымирание динозавров.

Для подтверждения своих измерений исследователи проанализировали скорость распада урана в кристаллах циркона, подвергшихся удару. Этот метод подтвердил первоначальные результаты. "Датировка кратера была особенно сложной проблемой", — говорит Майкл Стори, ведущий автор исследования, в своем заявлении. "Я уверен, что мы определили истинный возраст кратера, который гораздо старше, чем многие думали раньше".

В то время никакие ледяные щиты не покрывали северо-запад Гренландии. Представьте себе гораздо более умеренную среду, покрытую тропическими лесами. Таким образом, эти новые открытия снова бросают вызов гипотезе космического удара позднего дриаса, но также поднимают новые вопросы. Несмотря на это, время столкновения не совпадает с крупным климатическим событием, что вызывает вопросы о том, какое влияние столкновение могло оказать на глобальный климат.